Доля бюджетных денег в пенсиях россиян увеличится

Расходы ПФР на пенсии объявлены, а доходы будут зависеть от экономического роста
Пенсионному фонду в ближайшие годы не удастся сократить свою зависимость от бюджета /Максим Стулов

Зависимость пенсионных выплат от федерального бюджета в первые годы после повышения пенсионного возраста возрастет, обращает внимание Счетная палата в заключении на проект бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2019–2021 гг. («Ведомости» с ним ознакомились, подлинность подтвердил федеральный чиновник). Если в этом году трансферт на обязательное пенсионное страхование обеспечит 7,7% доходов ПФР, то в 2019–2020 гг. – 12,2%, затем его доля снизится до 10,1%. Доля страховых взносов в ближайшие три года будет увеличиваться незначительно: в 2019, 2020 и 2021 гг. они обеспечат соответственно 60,9, 61,5 и 63,8% доходов фонда.

Пенсионная реформа в первые два года позволит бюджету экономить лишь на одном поколении несостоявшихся пенсионеров – тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г., с учетом возможности выйти на пенсию на полгода раньше это всего примерно 80 000 человек, пояснял директор НИФИ Владимир Назаров.

Пенсионный трансферт должен был начать сокращаться с 2022 г., когда на пенсию не выйдет уже несколько поколений, отмечает старший научный сотрудник НИФИ Татьяна Омельчук. Однако после того, как темпы увеличения пенсий до 2024 г. включительно власти зафиксировали «в номинале», пообещав повышать их на 1000 руб. ежегодно, сложно сказать, насколько трансферт будет снижаться. Все будет зависеть от доходов пенсионной системы, а они, в свою очередь, от параметров макроэкономического прогноза, которые до 2024 г. могут существенно меняться, добавляет она.

Премьер Дмитрий Медведев и курирующая социальную политику вице-премьер Татьяна Голикова гарантировали неработающим пенсионерам ежегодное увеличение пенсий на 1000 руб. – к 2024 г. средняя пенсия должна достичь 20 000 руб. В трехлетнем бюджете ПФР предусмотрена индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней темпами, близкими к индексации зарплат: в 2019 г. – на 7,05%, в 2020 и 2021 гг. – на 6,6 и 6,3%. В следующем году среднегодовая пенсия неработающего пенсионера планируется на уровне 14 800 руб., в 2021 г. – 16 600 руб.

Расходы фонда зафиксированы на шесть лет вперед, а вот доходы могут быть разными, продолжает Омельчук: например, в случае более низких, чем ожидается, роста цен и номинальных зарплат пенсии все равно придется индексировать на 6%. Высокие же темпы роста зарплат, напротив, позволят снизить трансферт. Также бюджетные вливания будут зависеть от того, какие еще изменения внесет правительство в пенсионное законодательство, отмечает она. Пока Минэкономразвития в официальном прогнозе рассчитывает, что инфляция ускорится с 3,4% в этом году до 4,3% в 2019 г., а впоследствии стабилизируется около 4%, а рост среднемесячной номинальной зарплаты замедлится с 9,8 до 6,1, 5,4 и 6,6% в 2019–2021 гг. соответственно. Прогноз Центробанка по инфляции на будущий год заметно выше правительственного – 5–5,5%.

Зависимость ПФР от бюджета обусловлена монопольной тарифной политикой государства: снижая тариф и предоставляя льготы по нему, оно усиливает эту зависимость, замечает федеральный чиновник. В развитых странах, продолжает он, тариф взносов и коэффициент замещения утраченного заработка государство, работодатели и профсоюзы определяют вместе, поскольку это деньги не государства, а бизнеса и работников.

Помочь сбалансировать пенсионную систему могло бы сокращение административных расходов ПФР – на зарплаты, имущественный фонд и другие операционные траты, указывал проректор РЭШ по стратегическому развитию Максим Буев. В 2017 г. расходы ПФР, не связанные с пенсионными выплатами и выплатами по пенсионным накоплениям, составили 111,7 млрд руб., т. е. около 1,3% расходов на выплату пенсий, социальных пособий и материнского капитала, свидетельствуют данные закона об исполнении бюджета ПФР. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в июне предлагал сократить трансферт на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в ПФР в 2018 г. еще на 40 млрд руб. дополнительно к запланированным 61,3 млрд руб., поскольку по итогам года в его бюджете останутся непотраченными более 200 млрд руб.

Обновленная версия. Уточнены административные расходы ПФР.