Ограничение числа нуждающихся редко помогает регионам снизить бедность

Адресность пособий  увеличивает их размер лишь в трети случаев
Регионы сэкономленные на пособиях деньги не всегда тратят на помощь нуждающимся/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Не менее 34 регионов пытались в последние годы усложнить доступ граждан к соцпособиям и выплатам для бедных, сделав их более адресными, пишут Елена Гришина и Елена Цацура из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Это должно было помочь отфильтровать самых нуждающихся, чтобы платить им больше, но такое происходит редко.

Президент Владимир Путин в майском указе поручил сократить бедность вдвое. В 2017 г. за чертой бедности жили 13,2% людей. Один из способов выполнить указ – переход на адресную соцподдержку, говорит федеральный чиновник.

Без учета федеральных расходов регионы в 2016 г. направили на соцподдержку 0,27% ВВП, в среднем человек получал от региона всего 884 руб., или 9% прожиточного минимума. С учетом поддержки инвалидов, школьников, пенсионеров помощь получают около 70% бедных, объясняет директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова, но сами программы для бедных не охватывают всех нуждающихся, а размер помощи невелик.

Для борьбы с бедностью у людей должны расти реальные зарплаты и доходы, а соцподдержка должна быть более адресной, указывают авторы исследования. Но если реальные зарплаты россиян в августе восстановились до докризисного уровня, превысив уровень августа 2013 г. на 1,1%, то реальные доходы все еще отстают на 12,4%.

В России для нуждающихся действует более 98 различных пособий и соцвыплат, говорит Цацура. Многие регионы пытались определять наиболее нуждающихся на основе дохода – их личного или их домохозяйства. Но хоть каким-то ростом пособий и соцвыплат это обернулось лишь в 34% программ. А более чем на 15% увеличить пособия получилось лишь в 8% программ. Для 59% пособий отсев на основе доходов не сказался на размере помощи, а в 7% привел к ее сокращению.

Адресность усиливают, как правило, меняя порог дохода, при котором человек или семья признаются нуждающимися в поддержке, – например, с 1,5 прожиточного минимума до одного – или вводя дополнительные критерии отбора получателей соцпомощи. Например, в Красноярском крае круг нуждающихся в пособии на ребенка от 1,5 до 3 лет ограничили многодетными и студенческими семьями, одинокими матерями и опекунами. В Москве и Тюменской области ввели дополнительный имущественный фильтр – например, наличие второй квартиры или автомобиля, в Тюменской области человек должен объяснить, почему у него нет работы. А в Самарской области выплату на проезд с 2017 г. получают только неработающие пенсионеры. Семь регионов снизили порог дохода для определения нуждаемости, но пособия выросли лишь в Якутии.

Регионы, сэкономив деньги на определенной выплате, не повышали ее нуждающимся, а направляли деньги на другие нужды, считает Цацура. Пока адресность вносит низкий вклад в сокращение бедности, согласна Овчарова, нужно создать новые программы или модернизировать действующие и, конечно, увеличить расходы. Применяются разные методики не только по регионам, но и по самим мерам поддержки, замечает руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова: для одного пособия семья признается нуждающейся, для другого – нет. Усиление адресности помогает решить проблему бедности, считает она, но главное – экономический рост и рост доходов населения.