Центробанк приобрел рекордное количество золота

Ранее он в семь раз сократил вложения в казначейские бумаги США
Многие центробанки активизировали в III квартале покупки золота, тогда как продаж практически не было/ Донат Сорокин/ТАСС

Нетто-покупки золота центробанками в III квартале составили 148,4 т, сказано в докладе Всемирного золотого совета (WGC). Это на 22% больше, чем за аналогичный период в прошлом году, и максимум с 2015 г. Львиная доля закупок пришлась на Россию, Турцию и Казахстан.

Квартальные нетто-покупки Банка России достигли рекордных для него 92,2 т, по данным WGC. Благодаря этому запасы золота России впервые превысили 2000 т (WGC использует данные МВФ за период с 1993 г.), и на его долю теперь приходится более 17% золотовалютных резервов. Исходя из цены $1214,8 за тройскую унцию на закрытии торгов в Лондоне 31 октября, стоимость золотого запаса России превышает $78 млрд.

Ранее в этом году первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин назвал золото «100%-ной гарантией» от юридических и политических рисков. Между тем, в апреле США ввели санкции против ряда российских компаний и крупнейших бизнесменов, прежде всего UC Rusal и En+ Олега Дерипаски. А в ноябре конгресс должен представить новые меры в ответ на, как утверждают американские спецслужбы и политики, вмешательство России в выборы США.

В этом году Банк России продал бóльшую часть принадлежащих ему казначейских бумаг США. По данным министерства финансов США, активное сокращение вложений началось как раз в апреле: если в 2017 г. и в начале нынешнего года Россия держала этих бумаг примерно на $100 млрд, то в августе – уже всего на $14,1 млрд (из них долгосрочных – на $3,4 млрд, краткосрочных – на $10,7 млрд). Каковы бы ни были основные причины продажи казначейских облигаций и векселей, она помогла российскому ЦБ избежать некоторых убытков по этим бумагам. В результате повышения процентных ставок Федеральной резервной системой США доходность, например, 10-летних казначейских облигаций выросла в этом году с 2,41% до 3,15%. В годовом исчислении убыток по долгосрочным казначейским облигациям составил в 2018 г. 9,7%, писали в недавнем отчете аналитики Bank of America Merrill Lynch.

«Мы диверсифицируем всю структуру валют. <…> Мы проводим политику, чтобы они [золотовалютные резервы] надежно хранились и были диверсифицированы. Мы оцениваем все риски: финансовые, экономические и геополитические», – говорила в июне депутатам председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Доля золота в резервах более чем за 10 лет выросла в 10 раз, сказала она.

Кроме того, российские власти объявили курс на дедолларизацию. Речь идет о переводе расчетов во внешней торговле на национальные валюты, но план дедолларизации экономики раскрыт не будет, заявил в октябре замминистра финансов Алексей Моисеев.

Многие центробанки, отмечает WGC, активизировали в III квартале покупки золота, цена которого в августе падала до $1160, самого низкого уровня с января 2017 г. После некоторого перерыва их возобновил ЦБ Индии, ЦБ Польши покупал золото каждый месяц, а Венгрия объявила в начале октября, что за прошедший квартал увеличила резервы золота в 10 раз до 31,5 т – максимального уровня с 1990 г. Цель – обеспечить стабильность портфеля резервов, поскольку у золота нет риска контрагента и кредитного риска, пояснили венгерские власти.

Нетто-продаж почти не было, центробанки Чехии и Германии продали менее 1 т каждый, отмечает WGC.

Несмотря на финансовый кризис, Турция увеличила запасы золота на 18,5 т до 258,6 т. Активно действовал и Казахстан, добавив в резервы 13,4 т до 335,1 т. Общая стоимость закупок золота центробанками составила примерно $5,8 млрд, отмечает Financial Times. Как сказал газете Алистер Хьюитт, директор отдела рыночного анализа WGC, спрос центробанков объясняется их стремлением диверсифицировать резервы и застраховаться от изменения ситуации с долларом. Его курс растет, а казначейские бонды, в которых центробанки держат часть долларовых резервов, дешевеют.

Будучи своеобразным денежным эквивалентом, золото лучше всего показывает себя, когда дорожает во всех валютах, отмечает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Но сейчас доллар – самая сильная валюта в мире, что снижает привлекательность золота, тогда как многие другие валюты находятся под давлением: «Поэтому с точки зрения денежного эквивалента золото находится где-то посередине». Тем не менее, во время резкого падения в октябре на мировых фондовых рынках золото смогло подорожать и в долларах: цена поднималась до $1240, а в четверг к 18.00 мск оно стоило $1232,9 за унцию (+1,5%).