Дешевая нефть больше не выгодна США

Трампу не стоит радоваться снижению цен на нее, предупреждают экономисты
Президент Трамп живет в старом мире, снижение цен на нефть – «последнее, чего ему следовало бы желать», считает Иэн Шефердсон, главный экономист Pantheon Macroeconomics/ Yuri Gripas / Reuters

Раньше снижение цен на нефть однозначно было выгодно американской экономике, но теперь ситуация сложнее, и этот принцип больше не работает. Благодаря сланцевому буму США в этом году стали крупнейшим в мире производителем нефти, и значительная часть инвестиций и рабочих мест в стране оказалась связана с нефтяной промышленностью. Поэтому снижение цен на нефть создает риски в важном секторе экономики. Кроме того, за последние десятилетия американские потребители стали не столь чувствительны к изменению цен на топливо.

Некоторые по-прежнему уверены, что снижение цен на нефть выгодно для экономики США. Многие американцы, включая президента Дональда Трампа, придерживаются этой точки зрения. «Нефть дешевеет. Отлично! Это как сильное снижение налогов для Америки и всего мира. Наслаждайтесь! [Баррель нефти стоит] $54, а еще недавно было $82. Спасибо, Саудовская Аравия, но давайте опустим цены еще ниже!» – написал Трамп в Twitter 21 ноября.

Но бурное развитие нефтяной промышленности в США заставляет усомниться в справедливости этого распространенного мнения.

Нефть подешевела почти на треть за последние два месяца, и в случае дальнейшего снижения цен нефтяники могут урезать бюджеты на следующий год. «Он живет в старом мире, – говорит главный экономист Pantheon Macroeconomics Иэн Шефердсон про Трампа, радующегося снижению цен. – Это последнее, чего ему следовало бы желать».

В относительно недавнем прошлом основные мощности нефтяной промышленности США былb сконцентрированы в Мексиканском заливе, где бурение глубоководных скважин на шельфе требовало крупных инвестиций и позволяло добывать нефть в течение 10 лет и более при относительно низких операционных издержках. В отрасли доминировали такие крупные компании, как ExxonMobil и Royal Dutch Shell, которым не требовалось занимать много денег. В результате краткосрочные колебания цен мало влияли на инвестиции, а снижение цен немедленно приносило выгоду потребителям, которые могли потратить сэкономленные средства на другие товары и услуги или увеличить сбережения.

Но затем ситуация изменилась. Благодаря росту топливной экономичности автомобилей и снижению роли тяжелой промышленности в экономике теперь для производства $1000 внутреннего валового продукта США требуется 0,4 барреля нефти по сравнению с 1,1 барреля в 1972 г., по оценкам Мартина Стюрмера из Федерального резервного банка Далласа.

Сегодня нефть в США добывается в основном на многочисленных и относительно небольших по размеру сланцевых месторождениях. Поскольку такие скважины быстро истощаются, процесс требует постоянного бурения, а занимающиеся этим небольшие компании сильно зависят от заемных средств. Это делает нефтедобычу и инвестиции в отрасль чувствительными к снижению цен, которое может привести к банкротству нефтяников или заставить их уменьшить капиталовложения.

Крупные производители сланцевой нефти, включая EOG Resources и Whiting Petroleum, называют нынешние цены на нефть WTI, около $50 за баррель, той отметкой, ниже которой они начнут сокращать бурение. «Если цены опустятся до $40 и останутся на этом уровне, инвестиции и темпы роста добычи в США снизятся», – говорит Крис Райт, гендиректор Liberty Oilfield Services, которая проводит гидроразрыв пласта для нефтепроизводителей.

Предыдущий обвал цен подтвердил новые тренды. Снижение началось в середине 2014 г., когда WTI стоила около $105 за баррель, и спустя несколько месяцев активность бурильщиков снизилась. К концу 2016 г. частные инвестиции в разведку нефти и газа и бурение скважин уменьшились на две трети, а число рабочих мест в отрасли сократилось почти на 190 000.

Особенно тяжело падение цен переживали такие нефтедобывающие регионы, как Техас и Северная Дакота, но последствия в виде замедления роста капиталовложений и экономики были заметны и на национальном уровне. «Снижение цен на нефть негативно отражается на инвестициях в США в целом», – отмечает экономист Федерального резервного банка Канзас-Сити Нида Чакир Мелек.

Правда, оценить влияние нефтяной отрасли на экономику в полной мере непросто. Бюро экономического анализа США оценивает инвестиции нефтегазовых компаний примерно в $137,48 млрд в год. Это в два с лишним раза меньше того, сколько американцы тратят на горючее ($324,51 млрд), но не отражает строительство жилых домов, больниц и торговых центров в нефтедобывающих регионах. Тем не менее, не случайно, что за падением цен на нефть в 2014–2016 гг. последовало замедление экономики, утверждает Шефердсон. И, по его оценке, из-за обвала цен этой осенью темпы роста ВВП США потеряют примерно 0,3 процентного пункта в следующем году.

Перевел Алексей Невельский