Обвал на рынке нефти стал самым резким с 2015 года

Ожидания участников рынка радикально изменились за полтора месяца
США в конце октября - начале ноября добывали 11,6 млн баррелей в день; Россия добыла такой объем в октябре, что стало постсоветским рекордом/ Daniel Acker / Bloomberg via Getty Images

Обвал рынка нефти во вторник напомнил события 2015 г., когда котировки стремительно падали из-за значительного превышения предложения над спросом, сформировавшегося в результате быстрого роста добычи сланцевой нефти в США.

Американская нефть WTI подешевела на 7,1% до $55,69 за баррель, причем в ходе торгов цена опускалась чуть ниже $55. Это самое значительное падение с 2015 г. При этом WTI дешевеет 12 торговых сессий подряд, чего еще не было никогда с 1983 г., когда нефть начала торговаться на бирже.

Нефть Brent упала в цене на 6,6% до $65,47 за баррель, подешевев почти на $5. За последние годы чуть более значительное падение (на 6,9%) наблюдалось только в июле. Обе марки нефти теперь находятся в «медвежьем» тренде, упав более чем на 20% с пика всего полтора месяца назад. Тогда Brent на закрытии 3 октября стоила $86,29, а WTI — $76,41 за баррель.

Падение длится шесть недель и до недавнего времени нисходящая динамика была равномерной, отмечает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. «Но во вторник наблюдалась кульминация продаж, и очевидно, что продавали те, кто не решался закрыть длинные позиции (т.е. на покупку. – «Ведомости») ни в один из предыдущих дней снижения цены», — указывает он.

Цена не удержалась на тех уровнях поддержки, на которые многие рассчитывали, добавляет Мэтт Смит, директор анализа сырьевых рынков ClipperData. Так, WTI упала ниже минимумов этого года, наблюдавшихся в феврале, что заставило многих игроков закрывать длинные позиции, т. е. продавать нефть, усиливая тем самым падение.

К 12.00 мск в среду цены еще немного снизились: WTI — до $55,44, Brent — до $65,41 за баррель.

Одним из факторов, заставивших «быков» выбросить белый флаг, стала публикация ежемесячного доклада ОПЕК, где говорилось, что картель и Россия с лихвой компенсировали падение нефтедобычи в Иране, против которого США в начале ноября ввели санкции. ОПЕК в октябре нарастила среднесуточную добычу на 127 000 баррелей, а Россия – на 50 000 баррелей, тогда как производство в Иране сократилось на 156 000 баррелей. Это еще сильнее повлияло на настроения участников рынка, которые и без того в последние недели пересмотрели свои взгляды на эффект от мер США, особенно после того как Вашингтон дал отсрочку восьми странам, пообещав пока не применять к ним санкции за покупку иранской нефти.

В самих США добыча тоже растет, вместе с ней в последние недели увеличивались и коммерческие запасы нефти. Во вторник же Управление энергетической информации США (EIA) сообщило, что добыча на сланцевых месторождениях, таких как Permian Basin, может достичь в ноябре 7,8 млн баррелей в день, повысив свою оценку сразу на 117 000 баррелей. В декабре же EIA ждет рекордных 7,9 млн баррелей в день.

Нефтяное лидерство

США к 2025 г. могут обеспечивать около половины мирового роста нефтегазодобычи, говорится в годовом докладе Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном во вторник. Благодаря технологии гидроразрыва пласта, все более эффективно применяемой на сланцевых месторождениях, в ближайшие шесть лет США будут обеспечивать 75% роста добычи нефти и 40% газа в мире. А к 2025 г. добыча сланцевой нефти в США достигнет 9,2 млн баррелей в день.
МЭА также прогнозирует, что использование нефти для производства автомобильного топлива достигнет пика к середине 2020-х гг. Затем, несмотря на рост числа автомобилей, потребление топлива начнет сокращаться из-за повышения количества электромобилей и топливной экономичности традиционных машин. Сейчас мировой автопарк потребляет 21,4 млн баррелей нефти в день из совокупного спроса в размере почти 100 млн баррелей.

«Год назад ОПЕК прогнозировала, что добыча в США в 2018 г. вырастет на 540 000 баррелей в день. Но в последнем месячном отчете она ожидает роста уже на 1,5 млн баррелей по сравнению с 2017 г., что примерно соответствует росту мирового спроса», — пишет в колонке в Financial Times Оливье Жакоб, управляющий директор Petromatrix.

Более того, спрос этот, по ожиданиям ОПЕК, ослабевает: картель снизил прогноз его роста в 2019 г. до 1,29 млн баррелей, тогда как в июле ожидал 1,45 млн. Рост предложения в странах за пределами ОПЕК составит, прежде всего благодаря США, 2,2 млн, что на 120 000 баррелей в день больше, чем по предыдущей оценке.

«Если сложить вместе все эти факторы, получится, что рыночная ситуация не соответствует цене в $85 за баррель», — отметил Майкл Коэн, нефтяной аналитик Barclays.

В начале октября некоторые аналитики стали делать прогнозы, что цена может вырасти и до $100 за баррель, если ОПЕК+ не сможет компенсировать сокращение иранских поставок. Кроме того, нефтяные компании, сильно пострадавшие во время обвала цен в 2014-2016 гг., не спешат наращивать инвестиции в разведку и разработку новых месторождений; это может привести к нехватке предложения, опасались некоторые наблюдатели. Теперь же ОПЕК и Россия, наоборот, обсуждают очередное сокращение добычи, чтобы не дать ценам упасть слишком низко. Министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил в понедельник, что, согласно анализу, проведенному ОПЕК и ее партнерами, с рынка нужно убрать 1 млн баррелей в день, чтобы снова его сбалансировать. «Мы должны сделать все, что необходимо», — сказал он.

Оливье Жакоб
управляющий директор Petromatrix

«Нефтедобыча США легко превысит 12 млн баррелей в день в 2019 г. и окажется больше, чем добывающие мощности Саудовской Аравии. США стали ведущим мировым поставщиком сырой нефти, и это означает, что ОПЕК теряет способность контролировать нефтяной рынок»

Американские сланцевые добытчики снова проявили себя, указывает Жакоб. В 2015 г. он с коллегами ввел термин «сланцевый ценовой диапазон», предполагающий, что при падении цены ниже $40 американские компании могут быстро сократить добычу, а при росте выше $60 – увеличить ее и тем самым вернуть цену в этот диапазон. Осознавая влияние сланцевой добычи, ОПЕК постаралась расширить группу производителей, способную контролировать предложение, и привлекла к сотрудничеству Россию, отмечает Жакоб. Но этого недостаточно, чтобы противостоять растущей добыче в США, настаивает он: американские компании хоть и задержались с реакцией на рост цены, но снова вернули WTI в «сланцевый диапазон».

В краткосрочной перспективе нефть перепродана, но в долгосрочной очевидно, что восходящий тренд, наблюдавшийся с середины 2017 г., сломлен, уверен Триси. Падение цен на нефть – это знак того, что рост мировой экономики замедляется, полагает Кертис Хоулд, старший директор по инвестициям Tanglewood Total Wealth Management. «Люди пересматривают ожидания и снижают прогнозы», — сказал он The Wall Street Journal.

«Очевидно, что предложения на рынке сейчас достаточно. Спрос же в следующем году ожидается не такой высокий, как раньше, и, я считаю, это отражает прежде всего замедление китайской, а не американской экономики», — рассуждает Триси. Китайской экономике нужен фискальный стимул и стоит внимательно следить за действиями властей КНР, считает он: «Если такой стимул будет применен, это станет источником поддержки спроса, причем не только для нефти, но и для многих других рынков, включая фондовый».