Цены на нефть могут вернуться к $100 за баррель

У ОПЕК+ не хватит мощностей компенсировать серьезное падение поставок из Ирана и других стран
Благодаря дорогой нефти ВВП России может вырасти на 1,8% в 2019 г. по сравнению с базовым сценарием 1,2%, прогнозирует Bank of America Merrill Lynch/ Андрей Гордеев / Ведомости

Цены на нефть находятся на самом высоком уровне за последние четыре года, и некоторые участники рынка не исключают, что уже скоро цены превысят $100 за баррель. Во многом это связано с сомнениями, что ОПЕК сможет компенсировать ожидаемое сокращение добычи в Иране и других странах.

За последний месяц нефть Brent подорожала примерно на 10%, и в сентябре цена превысила $80 за баррель. С тех пор она находится на самом высоком уровне с 2014 г., как и цены на североамериканскую WTI. 3 октября цены на Brent даже превысили $86, а WTI – $76 за баррель, хотя с тех пор они немного снизились. Во вторник к 16.30 мск баррель Brent торговался на уровне $84,65, а WTI – $74,75.

Однако к концу года стоимость Brent вполне может достичь $100 за баррель, пишет The Wall Street Journal (WSJ), проанализировавшая оценки добычи, которые дают ОПЕК, Международное энергетическое агентство (МЭА), Управление энергетической информации США. Дело в том, что ОПЕК столкнулась с огромной неопределенностью на нефтяном рынке.

Во-первых, сильно разнятся оценки возможных перебоев с добычей в таких испытывающих разные проблемы странах, как Венесуэла, Ливия, Нигерия, Ирак и Иран. Так, в первой усугубляется экономической кризис, а в отношении последнего в начале ноября начнут действовать санкции США, запрещающие покупать иранскую нефть. Во-вторых, многие официальные лица сомневаются, что ОПЕК может в случае необходимости быстро увеличить добычу.

Экспорт иранской нефти снизился с 2,8 млн баррелей в день в апреле, перед объявлением президента США Дональда Трампа о возобновлении санкций, до 2 млн баррелей в день в сентябре, по данным Института международных финансов (IIF). По различным оценкам, в дальнейшем поставки из Ирана могут снизиться еще на 0,5–2 млн баррелей в день вплоть до полного прекращения.

Кроме того, из-за неспокойной политической ситуации часто случаются перебои с экспортом из Ливии и Нигерии. Например, в июне нефтедобыча Ливии упала на 600 000 баррелей в день. Если обобщить данные для этих стран и Ирана, то оценки возможного уменьшения их совокупной среднесуточной добычи будут разниться на миллионы баррелей, показало исследование WSJ. «Если будет новый перебой с поставками или обострится ситуация на Ближнем Востоке, мы приблизимся к $100 за баррель», – считает главный сырьевой стратег RBC Хелима Крофт.

Нефтедобыча ОПЕК в сентябре составила 32,85 млн баррелей в день, пишет Reuters. Трамп призывает лидера картеля, Саудовскую Аравию, увеличить добычу, чтобы остановить рост цен на нефть. В начале октября в Москве саудовский министр нефти Халид Аль-Фалих говорил, что страна способна увеличить добычу на 1,3 млн баррелей в день. По данным МЭА, в августе свободные мощности ОПЕК составляли 2,69 млн баррелей в день. Теоретически примерно столько потребуется, чтобы компенсировать, например, полное прекращение экспорта из Ирана и падение добычи в Ливии на 600 000 баррелей, как в июне.

Но в реальности картель вряд ли может нарастить добычу более чем на 1,7 млн баррелей в день, посчитала WSJ на основании оценок, которые дают чиновники стран Персидского залива. «На бумаге [у этих стран] есть свободные мощности, но в реальности очень сложно быстро увеличить добычу или достичь их полной загрузки. И такова общая ситуация в странах Персидского залива», – приводит издание слова высокопоставленного нефтяника одной из стран региона.

Нефтедобыча России в сентябре достигла рекордного уровня, превысив 11,36 млн баррелей в день. В недавнем интервью «Ведомостям» совладелец и президент «Лукойла» Вагит Аликперов заявил, что все российские компании уже достигли предельного уровня добычи, и это подтвердили еще два представителя отрасли. Мнения экспертов по этому поводу расходятся.

По прогнозам аналитиков Bank of America Merrill Lynch, цена Brent достигнет пика в $95 к концу II квартала 2019 г. Но они не исключают, что она может подняться и до $100, учитывая риски, связанные с Ираном и Венесуэлой. Столь высокие цены негативно отразятся на росте мировой экономики, предупреждают специалисты банка. Особенно сильно пострадают еврозона, Великобритания и Япония, где рост ВВП замедлится на 0,2–0,5 процентного пункта в 2019 г. Зато должны выиграть экспортеры нефти. По оценкам Bank of America Merrill Lynch, рост ВВП России может составить 1,8% в 2019 г. по сравнению с базовым сценарием 1,2%, но при условии, что против страны не будут введены новые санкции.

Некоторые участники рынка делают ставки на то, что в следующем году цена WTI тоже достигнет $100, хотя еще недавно это казалось многим немыслимым на фоне сланцевого бума в США, пишет Reuters. По данным CME, число открытых позиций на то, что баррель WTI будет стоить $100 в декабре 2019 г., на прошлой неделе увеличилось на 30% до рекордных 31 000. «В последние две недели появились признаки того, что даже Индия и Китай не будут с ноября покупать иранскую нефть», – говорит вице-президент Mobius Risk Group Джон Сосер (цитата по Reuters).