Китай снижает цели по росту экономики

Ей нужно расти не менее чем на 6,2% в год
По мере замедления экономики цели Пекина по темпам роста становятся все более размытыми/ Damir Sagolj / Reuters

Китай планирует снизить целевое значение роста ВВП до 6–6,5% в 2019 г., сообщает Reuters со ссылкой на людей, знакомых с политикой руководства страны. В прошлом году цель была «около 6,5%». Экономика замедляется на фоне продолжающегося торгового конфликта с США и снижения спроса на внутреннем рынке.

Новая цель была поставлена в середине декабря на закрытой центральной рабочей конференции по экономике, утверждают четыре источника Reuters, знакомые с итогами совещания. Конференция – ежегодное мероприятие, где Центральный комитет Компартии Китая и госсовет устанавливают цели и приоритеты развития экономики, финансового и банковского секторов. Официально новая цель должна быть объявлена в марте на сессии Всекитайского собрания народных представителей.

Рост ВВП в 2018 г., как ожидается, составил 6,6% (данные будут опубликованы позднее в январе), это худший результат с 1990 г. Многие аналитики прогнозируют, что в этом году замедление экономики продолжится. «Темп роста вряд ли превысит 6,5% [в 2019 г.], а если он окажется ниже 6%, могут возникнуть проблемы», – утверждает один из источников Reuters.

Информационный департамент госсовета КНР не ответил на запросы Reuters о комментарии.

По мере замедления экономики цели Пекина по росту экономики становятся все более размытыми. До 2010 г. ВВП более 30 лет рос в среднем более чем на 10% в год. В 2007 г. темпы роста достигли пика в 14,2%, но затем постепенно начали снижаться. В 2014 г. премьер госсовета Ли Кэцян впервые использовал формулировку «около», объявляя прогноз, – «около 7,5%» (правда, результат впервые с 1998 г. оказался ниже прогноза – 7,4%). В 2015 г. цель была установлена «около 7%».

Затем значение цели понижалось, а теперь для нее выбран широкий коридор. Он даст властям возможность для маневра, отмечает Reuters, так как торговая война с США создает неопределенность, хотя сейчас страны ведут переговоры, пытаясь к марту заключить торговое соглашение. Китай оказался под двойным давлением, уточняют экономисты UBS, – импортных пошлин США и проблем в связи с ребалансировкой экономики, которую Пекин хочет перевести на более потребительские и высокотехнологичные рельсы. По оценке UBS, из-за этих проблем рост ВВП Китая в прошлом году составил 6,5%, а в 2019 и 2020 гг. замедлится до 6%.

Чтобы выполнить долгосрочную цель Пекина по удвоению ВВП за десятилетие к 2020 г., китайская экономика должна расти примерно на 6,2% в этом году и в следующем.

Хотя власти Китая будут стремиться к тому, чтобы снижение темпов роста было минимальным, в 2019 г. пошлины США и необходимость контролировать уровень долга с высокой долей вероятности приведут к умеренному замедлению экономического роста, отмечают эксперты PwC.

Основное внимание в этом и даже в следующем году будет уделяться стабильности экономики, утверждает один из источников Reuters. Хотя после декабрьской конференции Пекин больше сосредоточился на ускорении экономики и меньше – на борьбе с финансовыми и долговыми рисками, он не намерен прибегать к ее чрезмерному стимулированию.

Народный банк Китая (НБК), вероятно, продолжит снижать требования к резервам банков с целью увеличить кредитование малого и частного бизнеса. При этом НБК не хочет снижать процентные ставки, чтобы не спровоцировать отток капитала из страны, говорят источники Reuters. Можно ожидать фискального стимула, считает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: речь уже шла о возможном снижении подоходного налога и увеличении расходов на инфраструктуру. Правительство может снизить налоги для компаний и НДС, пишет Reuters, поэтому бюджетный дефицит, по словам источников агентства, может вырасти с прошлогодних 2,6%, хотя вряд ли превысит 3%. Из-за торгового конфликта уже существенно снижены прогнозы прибыли как американских компаний, связанных с Китаем, так и китайских компаний, связанных с США, указывают в отчете аналитики Citigroup. Эскалация этого конфликта остается главным риском 2019 г., она может еще больше осложнить работу компаний, заставляя их перестраивать цепочки поставок, предупреждают они.

Кроме того, Пекин может разрешить местным органам власти увеличить заимствования и дать им больше свободы для поддержания стабильности на местных рынках недвижимости, отмечает Reuters. Ухудшение рыночных настроений и неопределенность в экономике могут подорвать спрос на новое жилье в крупнейших и ведущих городах второго ряда, предостерегает UBS, видя риски падения цен в пределах 5–6%: «Более значительное падение, вероятно, заставит правительство предпринять контрмеры, учитывая потенциальные политические последствия».