Ухудшение в экономике заставило власти Китая ужесточить цензуру

Экономика стала политическим вопросом: «торговой войны» нет, падение показателей – клевета
Чтобы у широкой публики не возникало вопросов о ситуации в экономике, контролирующие СМИ чиновники указывают редакторам, про что не стоит писать и какие уже вышедшие публикации снять с сайтов/ David Gray / REUTERS

Темпы роста кредитования в Китае упали в октябре до минимальных в истории, а продажи недвижимости сократились, при этом в городах пустует пятая часть жилых помещений. Розничные продажи и промышленное производство уже более года растут все более медленными темпами, а США ввели в 2018 г. импортные пошлины на китайские товары на $250 млрд, при этом ставка по товарам на $200 млрд с начала 2019 г. должна вырасти с 10 до 25%. Фондовый индекс Shanghai Composite с начала года упал на 21,4%, тогда как индекс всех развивающихся рынков MSCI Emerging Markets – на 16,6%, а американский S&P 500 вырос на 1%. Предпринятое ранее смягчение денежной политики Народным банком Китая (НБК) пока не дало эффекта. Аналитики все громче говорят о необходимости фискального стимула.

Нет новостей — нет проблем

Но для читателей деловых и экономических новостей в Китае этих проблем почти не существует. В то время как в большинстве стран мира обсуждали введенные Вашингтоном в сентябре новые пошлины на $200 млрд, посетители сайтов интернет-гигантов Tencent и Baidu видели совсем другие заголовки, пишет Financial Times, — о том, как Коммунистическая партия Китая «под предводительством Си Цзиньпина» обустраивает отдаленный Нинся-Хуэйский автономный район.

Сильная экономика уже давно является одним из главных источников легитимности правящей партии, и по мере нарастания проблем экономическая информация стала подвергаться все более жесткой цензуре, как до того – политическая. В последние месяцы чиновники, отвечающие за пропаганду, регулярно дают распоряжения не клеветать на экономику, рассказали FT на условиях анонимности более десятка журналистов и редакторов влиятельных китайских изданий. «Цензура еще никогда не была такой строгой, – сказал газете местный корреспондент с 20-летним стажем работы в деловой журналистике. – Во втором полугодии произошли серьезные изменения».

По словам журналистов, такие темы, как сокращение расходов потребителями, долговые проблемы местных органов власти, увольнения в обанкротившихся частных компаниях и неэффективность государственных, все чаще становятся запретными. Изданиям также не разрешают использовать словосочетание «торговая война» и объяснять проблемы в экономике торговыми противоречиями с США, рассказали FT несколько репортеров. «Экономика теперь вопрос политический», – сказал редактор одного из крупнейших китайских журналов.

Кредитная проблема

Между тем розничные продажи выросли в октябре на 8,6% по сравнению с октябрем 2017 г., показала опубликованная в среду статистика, лишь чуть-чуть превысив 18-летний минимум в 8,5%, зафиксированный в мае. Правда, рост промышленного производства ускорился до 5,9% с 5,8% в сентябре, но аналитики объясняют это стремлением компаний отправить в США побольше товаров до повышения пошлин до 25%. Этот фактор, а также смягчение экологического регулирования, позволившее активизировать производство и инфраструктурные работы, на розничные продажи, которые отражают потребительский спрос, не влияют, поэтому их замедление может лучше отражать ситуацию в экономике, отмечает Тин Лю, главный экономист по Китаю Nomura в Гонконге. «Мы считаем, худшее впереди, рост замедлится еще больше в первом полугодии 2019 г.», — написал он в отчете.

Чтобы стимулировать потребительские расходы, законодатели недавно одобрили снижение с января подоходного налога.

Наблюдаются и проблемы на рынке недвижимости, который стимулирует спрос на сырье, строительную активность, потребительские расходы. В октябре продажи сократились второй месяц подряд – на 3,1% по размеру площадей. Между тем около 22% жилых площадей в китайских городах не заселены, писало на днях Bloomberg со ссылкой на профессора Ганя Ли из Юго-Западного университета финансов и экономики, проводящего общенациональное исследование. Многие китайцы покупают квартиры для перепродажи, причем расходы на их содержание практически нулевые, поскольку в Китае нет налога на недвижимость, поясняет Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Но покупателей нет, и порой целые кварталы стоят полупустыми. «Ни в одной другой стране нет такой доли незаселенных площадей, – сказал Гань Bloomberg. – Если рынок недвижимости затрещит, волна продаваемых домов захлестнет Китай, как потоп». Триси это напоминает ситуацию с субстандартными ипотечными кредитами в США, которые переупаковывались в облигации с рейтингом ААА, создавая иллюзию сверхнадежных инструментов для инвестиций: «Стоимость жилья во многих многоквартирных домах сегодня даже близко не находится рядом с тем, сколько люди платили на стадии застройки».

Жилье часто покупается в кредит, но Пекин в последние пару лет активно ограничивает кредитование. И вот, согласно данным НБК, в октябре оно (банковские и небанковские кредиты, облигации) выросло в годовом выражении лишь на 11,1% – это самый низкий показатель за всю историю сбора данных. «Слабость в кредитном секторе означает, что нужна более стимулирующая политика. Но как эффективно перенаправить средства в частный сектор – это для политиков пока вопрос», – цитирует FT Бетти Ван, старшего экономиста по Китаю ANZ.

Телефонное право

Чтобы у широкой публики таких вопросов не возникало, контролирующие СМИ чиновники указывают редакторам, про что не стоит писать и какие уже вышедшие публикации снять с сайтов. Они звонят по телефонам, а не пишут, чтобы их письма и сообщения нельзя было распространить, рассказали FT люди, знакомые с этим процессом. «В этом году стало гораздо больше звонков», – говорит редактор, с которым сейчас связываются по таким вопросам несколько раз в день.

Новостному сайту Qdaily.com в августе было приказано прекратить работу на месяц за публикацию, как это сформулировал интернет-регулятор, «незаконных сообщений». Как рассказал уволившийся оттуда после этого репортер, власти затем приказали удалить около 40 статей на разные темы – от жизни рабочих-мигрантов до закрытия независимого книжного магазина.

«Пропаганда пытается направлять общественное мнение, поэтому, когда дела идут плохо, они, конечно, больше нервничают и хотят подчеркивать положительные моменты, – прокомментировал FT Фан Кечен, изучающий китайские СМИ в Пенсильванском университете. – Забавно, что чем больше партия и государство вмешиваются в освещение экономической ситуации, тем больше люди могут сомневаться… что приведет к еще большему усилению контроля. Этот цикл показывает, что эффективность цензуры ограничена и она может дать обратный результат».