Новые пошлины на китайский импорт могут подхлестнуть инфляцию в США
Это может осложнить проведение денежной политики ФРСРешение президента Дональда Трампа повысить в мае с 10 до 25% ставки на импорт китайских товаров на $200 млрд стало самым сильным его ударом в торговой войне. Если он исполнит угрозу ввести 25%-ные пошлины еще на $300 млрд, под них попадут фактически все поставки из Китая.
Пока удары были точечными, но вероятность обложения пошлинами всего китайского импорта – это серьезный вызов, считает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. «Пошлины оказывают дополнительное давление на норму прибыли компаний. Их ответ прост – повысить цены», – пишет он.
Например, импортер надувных лодок Sea Eagle переложил введенные в 2018 г. 10%-ные пошлины на потребителей и за счет этого полностью компенсировал выплату в бюджет $176 000 (Трамп летом 2018 г. обложил китайские товары на $50 млрд по ставке 25%, затем в сентябре – еще на $200 млрд по 10%, они и повышены в мае).
Пока пошлины привели к росту цен на отдельные категории импортных товаров. Еще в январе 2018 г. Трамп обложил ввоз стиральных машин из всех стран, и цены на них за год выросли на 12%; также магазины переложили повышение цен на часто покупаемые вместе с ними сушки.
С учетом пошлин китайские товары подорожали на 20–25% в 2018 г.; частично за это заплатили потребители, но основную часть бремени, по-видимому, взяли на себя американские импортеры, показало исследование Дэвида Вайнштейна из Колумбийского университета и других экономистов.
Потребительские цены на девять сильнее всего пострадавших от пошлин категорий выросли с февраля 2018 г. на 3%, однако на все остальные товары (кроме продовольствия и энергоресурсов) упали на 2%, выяснили экономисты Goldman Sachs. Инфляционное давление из-за пошлин сдерживается и относительно небольшой долей расходов на производственную продукцию. С начала 1970 г. американцы стали тратить гораздо больше денег на здравоохранение, образование, оплату жилья и другие услуги, тогда как многие товары подешевели благодаря международной торговле и технологическому прогрессу. В марте предпочитаемый Федеральной резервной системой (ФРС) показатель инфляции – индекс цен на потребительские расходы – вырос лишь на 1,5% при цели ФРС в 2%.
Если весь китайский импорт обложат пошлинами, в совокупности они могут достичь $75 млрд в год, но это не такая большая сумма по сравнению с ВВП (почти $21 трлн), отмечает The Wall Street Journal. По мнению экономиста Standard Chartered Сони Мескин, которое приводит газета, новые пошлины вряд ли добавят инфляции более 0,05 п. п. В Goldman Sachs дают более высокую оценку – плюс 0,5 п. п. к базовой инфляции (не учитывает цены на продовольствие и энергоресурсы).
Рынок пока больше беспокоится об экономической ситуации в целом, чем об инфляции: процентные фьючерсы показывают, что его участники ждут ставки ФРС в конце года на уровне чуть выше 2%. То есть они даже прогнозируют ее снижение (сейчас ставка – 2,25–2,5%).
Но ситуация может осложниться. У производителя кухонных принадлежностей Lifetime Brands норма прибыли снизилась в I квартале – частично из-за прошлогодних пошлин. «Но пошлины в 25% уже нельзя полностью взять на себя, приходится перекладывать их [на потребителей], повышая цены», – заявил гендиректор Брюс Кей на прошлой неделе на телеконференции с аналитиками.
Пока потребители практически не реагируют на повышение цен, поскольку экономика продолжает устойчиво расти, продажи компаний в среднем увеличились на 30% по сравнению с прошлым годом, указывает Триси. «Но продажи все-таки зависят от спроса. Если под пошлины попадет весь китайский импорт, значительный скачок инфляции неизбежен, по крайней мере пока не будут найдены альтернативные источники поставок из стран, свободных от пошлин», – считает он.
Основатели Sea Eagle ждут сильного падения спроса из-за роста ставок до 25%. Теперь они думают продавать только дорогие лодки, так как их покупатели менее чувствительны к ценам. «Пошлины убьют рынок для среднего класса», – пожаловался WSJ сооснователь Sea Eagle Джон Хоудж.
Некоторые экономисты говорят, что более высокие пошлины будут транслироваться в повышенные темпы инфляции в течение года, но затем давление прекратится, а то и вовсе снизится, если торговое соглашение будет заключено, а пошлины – снижены. Поэтому ФРС, скорее всего, посчитает такое ускорение инфляции разовым явлением, не требующим повышения ставок, и в большей степени будет озабочена влиянием пошлин на экономический рост, капиталовложения и потребительские расходы, считает Мишель Мейер, экономист по США Bank of America Merrill Lynch.