ФРС США готовится опустить процентные ставки

Это станет их первым снижением со времен финансового кризиса
Джером Пауэлл не хочет, чтобы в США повторилась ситуация Японии и еврозоны/ Patrick Semansky / AP Photo

Федеральная резервная система (ФРС) США на ближайшем заседании 30–31 июля может опустить процентные ставки впервые с 2008 г. Ожидается, что центробанк пойдет на такой шаг, несмотря на продолжающийся рост экономики страны и низкую безработицу. Во многом это связано с инфляцией, которая по-прежнему ниже целевых 2%, и с желанием предотвратить более серьезные проблемы.

Председатель ФРС Джером Пауэлл на июльских слушаниях в конгрессе подчеркнул необходимость бороться с низкой инфляцией. По его словам, слишком медленный рост цен будет способствовать сохранению низких процентных ставок, из-за чего в случае нового кризиса у центробанка будет мало возможностей стимулировать экономику и возникнет риск дефляции. Чтобы не угодить в эту ловушку, сейчас нужно приложить больше усилий для ускорения инфляции, считает Пауэлл. «Мы уже видели это в Японии и сейчас наблюдаем в Европе, – заявил он на слушаниях. – Вот почему мы считаем столь важным сохранить инфляцию на уровне 2% в США и намерены сделать это».

ФРС c 2015 г. повысила базовую ставку с 0–0,25% до 2,25–2,5%, а безработица сократилась до 3,7% в июне (близка к минимуму с декабря 1969 г. – 3,6%), но инфляция в основном держится ниже 2%. В мае предпочитаемый ФРС показатель инфляции – индекс цен на личные потребительские расходы – был равен 1,5% (без учета цен на продовольствие и энергоресурсы – 1,6%).

Большинство инвесторов ожидают, что ФРС в среду опустит ставку на 0,25 процентного пункта, пишет Financial Times. Учитывая проблемы с ростом мировой экономики и низкую инфляцию в США, за это выступила и экс-председатель ФРС Джанет Йеллен. «Я бы не рассматривала это, если положение дел не изменится, как начало большого цикла смягчения денежной политики. Но я считаю это правильным шагом», – заявила она в воскресенье на экономической конференции.

Другие риски тоже могут сподвигнуть ФРС к снижению ставки с целью предотвратить ухудшение ситуации. Хотя нынешний период экономического роста США стал самым длинным в истории, во II квартале рост ВВП замедлился до 2,1% годовых по сравнению с 3,1% кварталом ранее. Некоторые показатели, например высокие потребительские расходы, свидетельствуют об устойчивости экономики, но капиталовложения и экспорт сократились. Кроме того, остается неопределенность в связи с торговым конфликтом между Вашингтоном и Пекином.

На слушаниях Пауэлл также обратил внимание на замедление экономики за рубежом и риски, связанные с Brexit и бюджетным дефицитом США. И пообещал, что ФРС будет «действовать, как должно».

Центробанки других стран тоже смягчают денежную политику или готовятся к этому. Так синхронно они действовали во время финансового кризиса, хотя теперь их действия направлены скорее на поддержание экономики, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Центробанки России и Австралии летом уже дважды опустили ставки – до 7,25% и рекордно низкого 1% соответственно. Аналогичные шаги в июле были предприняты в Южной Корее и ряде других стран, в том числе в Турции, где ЦБ на прошлой неделе снизил ставку сразу на 4,25%. «Центробанки пытаются сыграть на опережение. Мы не видим значительного ухудшения экономики», – приводит WSJ слова главного экономиста Capital Economics Нила Ширинга. Хотя это рискованная стратегия, ведь у них тогда останется меньше средств для стимулирования экономики в случае рецессии.

Европейский центробанк 25 июля не стал менять ставки в еврозоне, но заявил, что они могут снизиться к середине 2020 г., хотя ранее не говорил об этом. Президент ЕЦБ Марио Драги снова говорил о низкой инфляции и призвал правительства поддержать экономику бюджетными мерами.

«Конечно, центробанки обеспокоены из-за торговых войн, жесткого Brexit и т. п., но на самом деле их волнует ограниченность собственных возможностей, – уверен Кеннет Рогофф, профессор экономики Гарвардского университета (цитата по WSJ). – Они всерьез настроены смягчить денежную политику, поскольку последнее, чего желает любой центробанк, – породить рецессию, для борьбы с которой у него не будет средств».