ЦБ может пересмотреть уровень нейтральной ставки

Это может привести к дальнейшему смягчению денежной политики
Диапазон нейтральной ставки будет меняться/ Максим Стулов / Ведомости

ЦБ снизил ставку на 25 базовых пунктов (б. п.) до 7%, и она достигла нейтрального уровня (по оценке ЦБ, это 6–7%). После пяти лет движения от жесткой к умеренно жесткой и затем нейтральной денежно-кредитной политике ЦБ наконец вошел в диапазон нейтральной ставки, комментировала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Теперь монетарная политика будет играть нейтральную роль, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Набиуллина предупредила, что ЦБ может изменить представление о значении нейтральной ставки (цитата по «Интерфаксу»): «Это не точка, а область значений <...> Потребуется время, чтобы нащупать границы этой области нейтральности, убедиться, что они соответствуют нашим текущим оценкам».

Это самое важное, что произошло на заседании, говорит главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков: диапазон оценки нейтральной ставки давал ориентир, а теперь ЦБ признал, что он условный.

Открывается возможность более существенного снижения ставки, указывает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов, ориентир же нейтральной ставки может поменяться, если экономика в 2020 г. продолжит замедляться.

Диапазон нейтральной ставки будет меняться, уверен главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин: он складывается из нейтральной ставки для США, разницы инфляции в США и России и премии за риск для России. Есть высокая вероятность снижения нейтральной ставки США на 0,5 п. п., почти до нуля, к IV кварталу 2020 г., сократится и разница инфляций России и США (на 0,5 п. п.) – так что ЦБ может пересмотреть нейтральную ставку в реальном выражении с 2–3 до 1–2% уже в IV квартале 2020 г. Тогда, заключает Коныгин, ключевая ставка может снизиться до 5,5% в конце 2020 г. – первой половине 2021 г.

По расчету Исакова, нейтральная ставка составляет 1,5%, такова она в большинстве развивающихся стран с сопоставимыми с Россией финансовыми рынками, где центробанки так же быстро достигли целевого показателя инфляции. 2–3% – адекватная оценка, спорит директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

Пока ЦБ пересмотрел лишь прогноз роста экономики: на 2019 г. – с 1–1,5 до 0,8–1,3%, на 2020 г. – с 1,8–2,3 до 1,5–2% и на 2021 г. – с 2–3 до 1,5–2,5%. Пересмотр связан с ухудшением оценки инвестиций и слабостью экспорта.

В основном из-за ухудшения мировой конъюнктуры из-за торговых войн, объясняет Тремасов.

ЦБ четвертый раз за год улучшил прогноз инфляции в 2019 г. – с 4,2–4,7 до 4–4,5%, но оставил 4% на 2020 г. Минэкономразвития ждет гораздо большего замедления инфляции – до 3,8% в 2019 г. и 3% в 2020 г. Для этого нужна стабильная мировая экономика, стабильные цены на продовольствие, отсутствие скачков цен на нефть, говорит главный экономист ING по России Дмитрий Долгин. Улучшение прогноза инфляции закономерно скромное, так как хорошие данные о ценах могли быть вызваны временными факторами в виде более раннего урожая плодоовощных культур, считает Долгин.

ЦБ недооценивает дезинфляционные риски, спорит Шибанов, ЦБ ждет инфляцию к концу 2019 г. в 4–4,5%, но будет скорее ниже 4%.

Большинство экономистов ждет еще двух снижений ставки – в октябре и декабре. Помешать этому могут риски роста бюджетных расходов, предупреждает Орлова.

От ЦБ ждут снижения ставки, но не высокая стоимость денег мешает расти инвестициям, уверена она: у компаний достаточно денег. Прибыль растет, средств достаточно, согласен Долгин, но есть проблемы с инвестиционным климатом, к ключевой ставке они отношения не имеют.