Трасса из Москвы в Казань может быть полностью завершена только в 2027 году

Но такое решение еще должен согласовать Дмитрий Медведев
Власти собираются втрое сократить план строительства платной скоростной трассы из Москвы в Казань/ Евгений Разумный / Ведомости

Власти собираются втрое сократить план строительства платной скоростной трассы из Москвы в Казань до конца 2024 г. Вместо 729 км будет построено лишь 230 км, рассказал представитель Минтранса в ответ на запрос «Ведомостей». В ценах лет реализации проект оценивается в 250 млрд руб., сообщил он. Прежде речь шла о значительно большей сумме – 539 млрд руб. Проект этой дороги, которая поможет наладить движение грузов из Западного Китая в Европу, внесен в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры.

Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов разрешил Минтрансу приступать к строительству трассы Москва – Владимир с обходом Владимира и участка с обходом Казани, сообщил в прошлую среду министр транспорта Евгений Дитрих. До конца 2024 г. планируется построить два участка новой дороги – из Москвы во Владимир и из Канаша в Казань, уточнил представитель ведомства, участок между этими двумя трассами будет достраиваться позднее. О том, что проект может лишиться центрального участка, говорил в интервью ТАСС и курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов.

Окончательное решение о концепции проекта будет принимать премьер-министр Дмитрий Медведев, сообщил представитель Минтранса. Сейчас Минтранс совместно с Минфином и Минэкономразвития прорабатывают по его поручению все варианты трассировки федерального проекта «Европа – Западный Китай». Помимо строительства новой трассы был рассмотрен также вариант реконструкции трассы М7 «Волга», рассказывает он, и ведомства пришли к выводу о необходимости сочетать его со строительством новой трассы Москва – Казань.

Проект дополнительно будет обсуждаться на совещании у Силуанова через две недели, знают человек, близкий к министерству, и федеральный чиновник, будет представлена смета проекта. План-график проекта будет дополнительно рассмотрен после проработки финансовой модели в новой конфигурации, сообщил представитель Акимова. Проект должен быть утвержден на проектном комитете, который занимается транспортной частью комплексного плана развития инфраструктуры, затем на президиуме по нацпроектам – и только потом записка о нем попадет к Медведеву, знает еще один чиновник. Представитель Минфина не ответил на вопросы «Ведомостей».

Минтранс хотел полностью построить трассу Москва – Казань за 539 млрд руб. до конца 2024 г., Минфин – обойтись реконструкцией дороги М7 «Волга». А министр экономического развития Максим Орешкин предлагал компромиссный вариант – построить трассу до Владимира и обходы четырех городов (Владимира, Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар), точечно расширить М7 до трех полос, а трассу до Екатеринбурга (около 1500 км) строить в 2024–2030 гг. Этот вариант сократил бы расходы на трассу Москва – Казань и частичную реконструкцию М7 до 279 млрд руб.

Участок до Владимира – самый перегруженный на существующей трассе, сказал Дитрих, а участок от Канаша до Казани позволит «спуститься до Самары и уйти на российско-казахский пункт пропуска Сагарчин». На участке до Владимира находится множество одноуровневых пересечений, которые тормозят движение, рассказывает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Строительство центрального участка Владимир – Канаш предполагается начать до конца 2024 г., говорит представитель Минтранса, а полностью трасса будет построена в 2027 г.: «Но перенос строительства центральных участков вызовет отток трафика в начале и конце трассы». Участки Владимир – Муром и Муром – Арзамас планируется сдать в 2025 г., а Арзамас – Канаш – в 2027 г.

План Минтранса – добиваться финансирования строительства трассы частями, говорит человек, близкий к министерству, и подтверждает федеральный чиновник. Строительство новой трассы позволит снизить аварийность на М7 примерно в 5 раз к 2030 г., указывает представитель Минтранса.

Необходимо было строить полностью новую дорогу, но денег на проект не нашлось, поэтому он свелся к трассе Москва – Владимир, говорит Блинкин. Впрочем, это лучше, чем полный отказ от проекта, замечает он: «Если бы трассу до Владимира не решили строить – осталась бы абсолютно деревенская дорога».

У проекта есть частный конкурент – трасса для транзитных грузов «Меридиан», ее инвесторы также рассчитывают перехватить транзитные грузы из Европы в Китай. Прежде они предлагали правительству не строить конкурирующие трассы. Представитель «Меридиана» не ответил на вопрос о том, повлияет ли решение правительства на решение строить альтернативную частную трассу.