Путин обсудил с чиновниками отмену опасных для бизнеса уголовных статей

Среди них – ответственность за организацию преступного сообщества
Анна Майорова / URA.RU / TASS

Нужно исключить даже формальную возможность давления на бизнес, призывал президент Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме. Спустя полгода чиновники обсудили с ним, как либерализовать уголовную ответственность и отменить сразу три статьи Уголовного кодекса – организация преступного сообщества, невозврат валютной выручки и перевод денег нерезидентам с использованием подложных документов (ст. 210, 193 и 193.1 соответственно). Об этом «Ведомостям» рассказали федеральный чиновник и человек, знакомый с повесткой совещания. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям», что такие темы обсуждались. Они будут и дальше прорабатываться, даны такие поручения, сказал он. Представитель Минфина отказался от комментариев.

Ограничить случаи, когда работа холдинга признается организованной преступной группой, а сотрудники такой компании – ее участниками, поручал сам Путин. А премьер-министр Дмитрий Медведев – отменить уголовную ответственность за валютные нарушения. Оба поручения так и не были выполнены.

Минфин уже подготовил поправки в Уголовный кодекс, отменяющие две «валютные статьи». В правительстве их пока не обсуждали, говорил замминистра финансов Алексей Моисеев. Свой законопроект об отмене только ст. 193 подготовил и уже внес в правительство и Минюст, говорил его представитель. Нарушения, предусмотренные ст. 193 и 193.1, – это только способ совершения других преступлений, объяснял Минфин в пояснительной записке к законопроекту. Отменив их, можно дополнить статьи Уголовного кодекса о легализации доходов (ст. 174 и 174.1) новым признаком – переводы нерезидентам по подложным документам, полностью отменив уголовную ответственность за невозврат валютной выручки. А Минюст предлагает эти нарушения также частично перенести в статьи о мошенничестве или легализации.

Против такой либерализации выступили силовики и Центробанк, объяснял Моисеев. По данным ЦБ, за первое полугодие 2019 г. для вывода денег из страны люди чаще всего пользовались сделками с услугами и авансовыми платежами за импортируемые товары. Хотя операции с признаками вывода средств за рубеж уменьшились. Либерализация валютных правил обсуждается, говорил представитель ЦБ. Сейчас на запрос «Ведомостей» он не ответил.

Если будет принят законопроект Минфина, будут закрыты все дела по двум статьям, объяснял управляющий партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. Самое громкое дело по статьям 193.1 – уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании для вывода ее средств на счета кипрской Panabel Limited. В ноябре Петров сообщил, что «Рольф» будет продан. Фигурирует статья и в деле Валерия Израйлита, совладельца компании «Усть-Луга», строившей одноименный порт.

Предложения, как либерализовать уголовную ответственность за создание преступной группировки, также были подготовлены. Генпрокуратура направила их в Государственно-правовое управление президента в июле, говорил представитель Генпрокуратуры. «Ведомости» направили запрос его представителю.

Сейчас по обвинению в организации преступного сообщества можно максимально долго (до полутора лет) держать людей под стражей, говорил партнер «Коблев и партнеры» Руслан Коблев, срок следствия по экономическим делам затягивается на годы, и бизнес, успешно работавший 10–15 лет, успевает разрушиться, а активы находят новых собственников. По такой статье можно арестовать все активы компании, даже если нет прямых доказательств по другим статьям, отмечает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская.

Самые громкие дела по таким статьям – обвинения владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда, а также бывшего министра Михаила Абызова. Если статья будет отменена, все дела по ней также будут отменены, говорит Бурковская.

За последние несколько лет почти все попытки либерализовать уголовное право или улучшить качество судебной системы закончились ничем. Больше 30% всех обращений к бизнес-омбудсмену Борису Титову в 2018 г. были связаны с их уголовным преследованием, говорилось в его докладе Путину. Из 180 специалистов почти 70% считают, что вести бизнес в России небезопасно, показал опрос Федеральной службы охраны. К середине декабря Минэкономразвития, силовики, Верховный суд и бизнес-омбудсмен Борис Титов должны представить в правительство предложения, как повысить доверие бизнеса к правоохранительной и судебной системам.

При этом доверие между предпринимателями и правоохранительной системой – одно из ключевых условий роста инвестиционной активности, признавал министр экономического развития Максим Орешкин. Пока бизнес не верит: за январь – сентябрь 2019 г. инвестиции в основной капитал выросли лишь на 0,7% к тому же периоду 2018 г.

Минэкономразвития поддерживает отмену всех трех статей, говорит представитель министерства, это положительно повлияет на деловой климат. Риски уголовной ответственности за неполучение валютной выручки от иностранного партнера часто удерживает компании от выхода на внешние рынки, говорит представитель РЭЦ. При подготовке стратегии экспорта услуг бизнес называл валютные ограничения одним из основных барьеров, говорила руководитель Центра ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.