Коронавирус испытывает Евросоюз на прочность

Членам блока трудно договориться о совместных мерах по борьбе с кризисом
Ian Langsdon / AP

Основополагающие принципы Евросоюза – свободное перемещение людей и товаров через государственные границы внутри блока. Они позволили создать общий рынок, который помогал расти местным компаниям, привыкшим полагаться на глубоко интегрированные международные цепочки поставок. Но эпидемия коронавируса нарушила работу этой модели. А лидеры стран ЕС пока не могут договориться о совместных мерах борьбы с кризисом.

Разделенный общий рынок

Почти половина стран ЕС закрыла границы для жителей других стран, многие оставшиеся ужесточили пограничный контроль. Из-за этого, например, на границе Польши и Германии возникли многокилометровые очереди, а странам Балтии пришлось возвращать своих граждан из Германии по морю. Во Франции, Испании и других странах на фермах уже не хватает сезонных рабочих-мигрантов, из-за чего часть урожая может испортиться.

Транспортные ограничения мешают перемещению товаров, что разрывает цепочки поставок. Почти все автомобильные заводы в Европе закрылись не только ради замедления распространения вируса, но и из-за нехватки компонентов. Еврокомиссия (ЕК) дает странам блока рекомендации, как в нынешних условиях помочь международной торговле, и призывает их усилить сотрудничество. «Необходимо гарантировать свободное перемещение всех товаров», – заявила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен. Однако ее ведомство не может заставить страны открыть границы.

Уникальная структура ЕС в нынешней ситуации делает его более уязвимым, говорят специалисты. «Общий рынок – главное преимущество Европы, и, когда он работает, мы можем справляться с кризисами. Но неисправный общий рынок сделает нас жертвой кризиса», – утверждает президент лоббистской организации Eurochambres Кристиан Ляйтль (цитата по The Wall Street Journal).

Особенно трудно маленьким странам, где закрытие границ может практически парализовать экономику. Например, почти 70% сотрудников больниц Люксембурга живут в соседних Бельгии, Франции и Германии. Если бы их сотрудники не смогли приезжать на работу, многие бы просто закрылись, предупредил премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель. Поэтому власти договорились выдать специальные разрешения работающим в Люксембурге иностранцам для беспрепятственного пересечения границы. Кроме того, правительство Люксембурга зарезервировало 2000 гостиничных номеров с бесплатным проживанием и питанием для зарубежных медицинских работников и членов их семей, если они захотят временно остаться в стране.

Европа в поисках общего решения

Страны ЕС уже договорились приостановить действие правил, ограничивающих бюджетный дефицит членов блока 3% ВВП. Также ЕЦБ объявил о дополнительной скупке облигации на 750 млрд евро, сняв почти все ограничения на их приобретение. Отдельные страны объявили о масштабных фискальных мерах для поддержки экономики. Но этого может оказаться недостаточно, и не у всех стран одинаковые возможности, поэтому лидеры ЕС также обсуждают совместные меры.

Руководители девяти стран ЕС, в том числе Франции, Испании и Италии, 25 марта призвали блок выпустить общие бонды, чтобы привлечь средства для борьбы с коронавирусом. Общий долг должен выпустить некий европейский институт, а размер эмиссии и срок погашения должны быть достаточно большими, чтобы этот инструмент был эффективным и чтобы избежать рисков, связанных с его пролонгацией, говорится в их письме президенту Европейского совета Шарлю Мишелю.

За день до этого идею общих «коронавирусных» бондов поддержала президент ЕЦБ Кристин Лагард во время телефонных переговоров с министрами финансов стран еврозоны, пишет WSJ со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. По ее словам, это позволило бы странам избежать роста национального долга. В Италии и Греции он и так превышает 130% ВВП, по данным МВФ.

Эта идея не нравится более богатым северным государствам ЕС, они считают, что ее обсуждение лишь отнимет время и создаст юридические сложности. Подобные «изобретательные новые идеи часто являются возвращением к давно отвергнутым концепциям», заявил министр экономики Германии Петер Альтмайер. В 2012 г. во время долгового кризиса в еврозоне Германия тоже отвергла идею общих еврооблигаций, а сейчас Берлин предпочитает использовать средства Европейского стабилизационного механизма (ESM), в распоряжении которого есть 500 млрд евро.

Эмиссия общих бондов могла бы помочь членам ЕС профинансировать медицинские расходы и программы спасения экономики, считает Кристофер Дембик, начальник отдела макроэкономического анализа Saxo Bank. Но чтобы ее поддержали все страны, эта мера должна быть временной и необходимо обеспечить эффективное управление эмиссией, утверждает он.

Лидерам EC не удалось согласовать общую стратегию 26 марта по итогам видеоконференции, длившейся более пяти часов. В совместном заявлении они дали указание Еврогруппе (совет министров финансов стран еврозоны) представить свои предложения в течение двух недель.