Как меняется малый и средний бизнес ради выживания в кризис

После нерабочего апреля в некоторых отраслях удалось замедлить падение выручки
URA.RU / TASS

Российский малый и средний бизнес медленно оживает после полной изоляции. Если за «нерабочий апрель» выручка компаний упала на 33% в годовом выражении, в рабочие недели мая средние недельные обороты сократились на 18% к тому же прошлогоднему периоду. Об этом свидетельствуют данные аналитического проекта «Группы Тинькофф» Tinkoff CoronaIndex. Инфляция в апреле и мае была примерно на одном уровне – 3,1% (последние данные на 25 мая).

Неплохими для предпринимателей выдались и майские праздники, отмечают эксперты проекта: ни предприниматели, ни потребители не могли путешествовать по другим странам и мало передвигались по России, частично бизнес продолжал работать, поэтому выручка малого и среднего бизнеса с 27 апреля по 11 мая даже превысила прошлогодние показатели на 11% (правда, в 2020 г. праздничных майских дней было на один меньше, чем в 2019 г.). Благодаря такому началу мая выручка за период изоляции с 30 марта по 11 мая упала только на 16% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.

Эксперты Tinkoff CoronaIndex анализировали входящие денежные потоки на банковские счета 550 000 компаний из сегмента малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей разных отраслей. За выручку они считали входящие потоки за исключением возврата средств, поступлений по кредитам, займов и внутренних для компаний переводов, пояснил представитель «Группы Тинькофф». Они сравнивали средние недельные показатели.

Катастрофы не произошло, в мае бизнес ожил, считает вице-президент банка «Тинькофф» Федор Бухаров: часть компаний смогла перестроиться, другая часть – переждала и вернулась к работе, хоть еще и не в прежних масштабах. «Мы не ожидаем, что бизнес быстро вернется к высоким оборотам начала года, потому что мы плавно переходим в «низкий» сезон. Но если удастся остановить вирус и новых ограничений не будет, то отдельные сегменты со временем смогут полностью восстановиться», – рассчитывает Бухаров.

Опросы Центробанка в обзоре «Финансовый пульс» (проводятся по всем предприятиям, а не только по малому и среднему бизнесу, и сравнивают данные понедельно подряд) также показывают положительную динамику. По результатам последнего – за 15–21 мая, – доля предприятий, столкнувшихся с отменой или сокращением заказов, снизилась с 47% неделей ранее до 45%. Но только отмены ограничений будет недостаточно для полного восстановления деловой активности, предупреждает ЦБ: конечный спрос в экономике просел и предприятия ощутят вторичный негативный эффект от ограничительных мер.

Работать, чтобы жить

В отдельных отраслях ситуация различается, объясняют эксперты Tinkoff CoronaIndex общие результаты малого и среднего бизнеса (см.график): некоторые сегменты, такие как туризм, напрямую зависят от отмены ограничений, поэтому в мае не восстановились, но некоторые другие сегменты, например, электронная коммерция и розничная торговля, выросли в период кризиса и помогали балансировать общие для малого и среднего бизнеса показатели. Салоны красоты начали восстановление благодаря локальному снятию ограничений. Майское оживление в выручке кафе и ресторанов аналитики связывают не только с их открытиями в некоторых регионах, но и постепенной адаптацией к работе с доставкой. Компании, занятые в сфере проведения мероприятий, могли перейти на развитие event-индустрии в онлайн, рассуждают эксперты «Тинькофф». Несколько предпринимателей рассказали «Ведомостям», какие усилия предпринимают, на чем экономят и как меняют бизнес, чтобы хоть частично отыграть падение выручки.

Так, сеть кофеен «Кофе пью» частично начала выполнять заказы онлайн, в апреле удалось получить 75% обычной выручки, но потом «Яндекс.Еда» закончила эксперимент с доставкой с помощью такси и выручка упала, рассказывает партнер компании Анастасия Мещерякова. Кафе сократили рабочее время сотрудников и зарплаты, зато не пришлось никого увольнять, рассказывает она. А кроме того, «Кофе пью» начали снабжать больницы бесплатными обедами. Деньги на это собирают через сайт. Но это очень небольшая часть, говорит Мещерякова, основные деньги дают благотворительные фонды. Сеть, по ее словам, работает без прибыли, а выручка при этом составляет 25% от обычной.

Fahion-ритейл завязан на сезонность, коллекции собираются почти на год вперед и простои обходятся очень дорого, говорит владелец сети магазинов обуви Mascotte Андрей Павлов. Выручка упала на 80%, рассказывает он, 20% продаж перевели в онлайн. Затраты минимизировали благодаря тому, что с падением выручки снизились налоги, также большинство арендодателей согласились не требовать платы, пока магазины закрыты, но за склады, на которых хранится нераспроданная коллекция, нужно платить. Из сотрудников кто-то ушел в простой, кто-то согласился на 80% оклада, кому-то приходится выдавать деньги на минимальный размер оплаты труда. Апрель и май были убыточными, интернет-продаж не хватает, чтобы покрыть расходы, сетует он.

Отели тоже стоят пустыми – с загрузкой от 4% до 12%, говорит директор и совладелец сети отелей Николай Филатов, но есть бронирования курортных отелей на июль – август. На этот период они раскуплены на 80–90%, оценивает он. Немногие отели загружаются за счет обсерваций, но развить направление мешают избыточные требования Роспотребнадзора, еще помогает размещение врачей, перечисляет Филатов. В Москве отелей гораздо больше, чем больниц, поэтому и с таким размещением повезло немногим гостиницам, «но это хоть что-то». Оптимистичный сценарий Филатов описывает так: в июне ничего не изменится, за июль – август отели выйдут на 30–40% заработка прошлого года. Те, кто доживет до осени, выйдут на 55–65% от прошлогоднего уровня, в 2021 г. – на 80–85% от 2019 г.

Некоторые компании выставочной отрасли стали предлагать новые услуги, рассказывает гендиректор агентства Exponic Иван Никольский, например, изготовление защитных экранов для супермаркетов, аптек и заправок. Одна из сервисных компаний запустила производство бесконтактных дезинфекторов для использования в офисах, другие стали оказывать смежные услуги: изготавливать наружную рекламу и световые логотипы, делать ремонт офисов, квартир, загородных домов, разрабатывать дизайн-проекты жилых и общественных пространств. Но в каждой из этих смежных ниш есть свои игроки и конкуренция, предупреждает Никольский. В любом случае, обострится борьба за клиентов, уверен он: «Недавно мы подали заявку на тендер по оборудованию стенда на осенней выставке. Заявки принимались до 11:00, мы подали в 9:02 и были в списке уже 12».

IT-индустрия обслуживает другие секторы экономики, поэтому не может восстанавливаться быстрее, чем они, рассуждает президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Компании, работающие только на российском рынке, испытывают большие трудности, а продающие услуги в других странах чувствуют себя более устойчиво, особенно с началом восстановления их экономик, сравнивает Макаров.