Эксперты предложили систему безопасных расчетов со странами-партнерами

В ЦМАКП считают, что дружественные государства могли бы торговать с Россией с помощью привязанного к золоту стейблкойна
Freepik

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предложили механизм безопасных трансграничных расчетов, который позволит партнерам России избежать риска вторичных санкций.

Концепцию презентовал руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы ЦМАКПа Олег Солнцев в ходе конференции «Новые средства платежа и сбережений в условиях фрагментации мировых расчетов». «Ведомости» ознакомились с материалами конференции, которую проводил ­Институт экономики роста им. Столыпина.

Основой системы является распределенный реестр, осуществляющий эмиссию цифровой валюты (стейблкойнов) и учет транзакций с ней, отметил Солнцев. По словам эксперта, для гарантирования исполнения обязательств страны-участницы формируют резервный фонд, в котором хранятся «залоговые» активы – золото или обеспеченные этим драгметаллом токены (NFT). Стоимость такой единицы цифровой валюты устанавливается исходя из стоимости золота к индикативной валюте (например, доллару или рублю), пояснил Солнцев.

Эмитировать цифровую валюту смогут центральные банки – участники системы по требованию компаний-импортеров с участием местных коммерческих банков, поясняет эксперт. Клиринговый центр может выдавать стране-участнице кредит, номинированный в стейблкойнах, на два года в пределах установленного лимита. Ставки по таким займам могут быть существенно ниже рыночных, также можно вводить беспроцентные периоды, говорит Солнцев.

Импортер при посредничестве коммерческого банка приобретает у центрального банка стейблкойны за национальную валюту, после чего кредитная организация проводит процедуру проверки по антиотмывочному законодательству и осуществляет этот платеж в адрес экспортера. Затем стейблкойны автоматически конвертируются местным ЦБ в национальную валюту, а средства зачисляются на счет компании в коммерческом банке.

Необходимо ежемесячно осуществлять неттинг (взаимозачет) сформированных в стейблкойнах активов и обязательств каждого центрального банка – участника системы, чтобы оптимизировать число обращающихся цифровых активов, говорит Солнцев. Кроме того, центральные банки должны ежегодно погашать накопленную чистую задолженность за счет уменьшения взноса в резервный фонд. Центральный банк страны-кредитора может конвертировать принадлежащие ему стейблкойны в права на золото либо в токен, поясняет Солнцев.

Сейчас расчеты в мягких валютах (стран ЕАЭС, ОАЭ, Индии, Ирана, Турции и др.) сдерживаются меньшей ликвидностью и валютными ограничениями, угрозой вторичных санкций, торговыми дисбалансами, недостаточной готовностью платежных систем, отметил в ходе вебинара советник Института ВЭБ.РФ Александр Полонский. Кроме того, волатильность большинства этих валют более высокая, а также бизнес несет высокие транзакционные издержки (комиссии банков и валютные потери при многоступенчатой схеме расчета). Решением может стать создание многосторонней системы на базе единого клирингового центра, согласился с Солнцевым Полонский.

Условия работы

Для обеспечения работоспособности системы важно соблюдение трех условий, говорит Солнцев. Первое – это механизм сглаживания курсовых рисков, возникающих при привязке нового средства платежа к золоту. Например, стоимость может быть привязана не к спотовой цене золота, а к усредненной за определенный период. Кроме того, может быть создан механизм хеджирования рисков в виде опционов экспортерам и импортерам на приобретение и продажу расчетной единицы.

Второе – создание института урегулирования проблемных долгов, некоего аналога Парижского клуба кредиторов. Эта система будет предлагать мягкие условия реструктуризации – обмен долга на инвестиции или участие в перспективных активах.

Третье условие – эффект масштаба. Таким импульсом могут быть многосторонние договоренности, которые касаются, в частности, продовольственной безопасности, считает Солнцев.

На создание новой системы нужна политическая воля стран-партнеров, а также участие международных институтов, которые займутся воплощением идей, полагает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. На такую волю можно рассчитывать, ведь речь не идет об отказе от использования резервных валют, добавляет эксперт. Имеется в виду создание альтернативы. А пока идет дискуссия по расчетам с помощью наднациональных стейблкойнов, нужно запускать механизмы расчетов в твердых дружественных валютах – юанях или дирхамах. Для большей привлекательности нацвалют в России ЦБ мог бы выступать маркетмейкером, предложил Свириденко.

Идея создания единой валюты БРИКС не раз высказывалась российскими чиновниками. Страны могли бы создать многосторонний клиринговый центр на базе Нового банка развития и осуществлять взаиморасчеты с помощью единого средства платежа, предлагал министр финансов Антон Силуанов в мае 2023 г. Тогда он отметил, что идея создания отдельной расчетной единицы внутри стран союза «витает в воздухе, обсуждается» и у России есть свои предложения, основанные на использовании стейблкойнов, обеспеченных реальными активами, например золотом. По оценке министра, многосторонний клиринг с внедрением такой валюты существенно упростил бы задачу по балансировке экспортно-импортных потоков.

Идею использования многостороннего клиринга во внешней торговле поддерживал и ЦБ. В августе 2022 г. Банк России опубликовал документ для общественного обсуждения «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», где обозначил 14 наиболее крупных задач, в том числе выстраивание системы внешнеторговых и финансовых расчетов. В частности, ЦБ предложил проработать возможные механизмы двухстороннего и многостороннего клиринга расчетов в нацвалютах, развитие сети корреспондентских отношений, открытие корсчетов российских банков в кредитных организациях дружественных стран и расширение возможностей средних банков в обслуживании международных расчетов.

Страны БРИКС идут к созданию единой валюты, но это процесс не быстрый, говорил директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский в сентябре прошлого года. На саммите БРИКС, который прошел в августе прошлого года, было объявлено, что в 2024 г. к объединению присоединятся Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия.

«Ведомости» обратились за комментариями в Минфин и ЦБ.

Единая валюта

Тема совершенствования системы трансграничных платежей обсуждается Россией и дружественными странами уже давно – она была ключевой еще на саммите G20 в 2020 г., напомнила профессор РАН, руководитель Центра правовых исследований цифровых технологий ГАУГН Лариса Санникова. Эксперты указывали на такие проблемы, как высокая стоимость транзакций, их низкая скорость, недостаточная доступность и прозрачность. Кроме того, для многих стран, особенно государств глобального Юга, актуальной была необходимость отказа от доллара.

С тех пор ситуация усугубилась введением санкций против России: они существенно ограничили возможности ее сотрудничества со странами БРИКС, продолжила эксперт. Российские эксперты активно продвигают идею создания единой расчетной единицы стран БРИКС, однако она вряд ли окажется востребованной, так как не вполне отвечает их интересам, добавила эксперт. «Индия четко обозначила, что ее стратегической задачей является укрепление национальной валюты. Китай заинтересован не только в этом, но и в продвижении своей валюты в международных расчетах», – сказала она.

Кто мог бы присоединиться к системе, по мнению ЦМАКПа

- крупнейшие азиатские страны – Китай, Индия;
- страны ЕАЭС – Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия;
- ключевые страны Юго-Восточной Азии – Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам;
- шесть стран Африки, включая крупнейшие, – ЮАР, Нигерия, Танзания, Гана, Мадагаскар, Уганда;
- четыре страны Ближнего и Среднего Востока – ОАЭ, Иран, Сирия, Оман.

Любая новая валюта должна предполагать долговые отношения, наличие кредитора последней инстанции и установление ставки в этой валюте, добавил экономист, автор Telegram-канала True Value Виктор Тунев. Поэтому при ее внедрении встанет вопрос ограничения автономии – вряд ли страны-участницы будут готовы поделиться частью своего суверенитета и допустить в финансовую систему другую валюту.

Более перспективной является идея использования в трансграничных расчетах национальных цифровых валют центральных банков (CBDC), считает Санникова. Их преимущества, в частности, продемонстрировал проект mBrige, реализуемый на площадке Банка международных расчетов с участием Народного банка Китая и Центрального банка ОАЭ. Большинство стран БРИКС также проводят исследования или реализуют пилотные проекты с CBDC. Возможно, к каким-то решениям удастся прийти на осеннем саммите БРИКС в Казани, заключила она.-

Риск санкций

Аналогом предлагаемого экспертами ЦМАКПа механизма является Азиатский клиринговый союз (ACU, объединяет центробанки Бангладеш, Бутана, Ирана, Индии, Мальдивских островов, Непала, Пакистана, Шри-Ланки и Мьянмы), который был создан для клиринга и финансирования временных дисбалансов торговли между странами-участницами, отметил главный экономист по России и СНГ Bloomberg Economics Александр Исаков. В 2023 г. его саммит посетила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Несмотря на то что среди участников союза числится Иран, данные отчетов ACU говорят о том, что членство в клиринговом союзе не дает ему инструментов обхода ограничений. Лимит Тегерана по использованию расчетных инструментов союза остается нулевым последние годы, как и объемы остальных операций организации с Ираном.

Даже дружественные и нейтральные страны обычно стремятся избегать прямых операций с институтами, внесенными в международные санкционные списки, из-за возможности оказаться под вторичными ограничениями и потерять доступ к системе расчетов в твердых валютах. Например, отличную от ACU по форме, но сходную по задумке функцию должен был выполнять INSTEX – клиринговый центр, созданный ЕС для расчетов с Ираном в 2019 г. и закрытый в 2023 г. Хотя Евросоюз стимулировал свои компании использовать этот канал для расчетов с Тегераном, они неохотно делали это из-за опасений санкций США.

Опыт санкционированных стран показывает, что более практичные и устойчивые к внешним ограничениям системы расчетов обычно полагаются на двусторонние, а не многосторонние расчеты, заключил Исаков. Обычно они работают на основе специальных выделенных для этой цели кредитных организаций без большой филиальной сети.