Почему доходы бюджета резко выросли в конце I квартала

В марте был зафиксирован профицит почти в 900 млрд рублей
Экономическая активность в начале года разогналась сверх ожиданий Минфина (его руководитель – Антон Силуанов, на фото)/ Евгений Разумный / Ведомости

Поступления в федеральный бюджет за I квартал 2024 г. составили 8,7 трлн руб., что на 53,5% выше аналогичного показателя 2023 г., следует из предварительной оценки Минфина. Объем расходов достиг 9,3 трлн руб. (+20,1% год к году). Дефицит бюджета по итогам I квартала составил 607 млрд руб. (0,3% ВВП), что почти на 1,5 трлн руб. ниже аналогичного показателя прошлого года. Причем в марте бюджет был исполнен с рекордным за последние два года профицитом 867 млрд руб. (последний раз профицит был выше в июне 2022 г., он составлял 1,5 трлн руб.).

В марте поступления достигли 3,7 трлн руб. (+47% год к году), следует из данных Минфина. Резкий рост доходов федерального бюджета пришелся на последние дни марта. По данным на сайте электронного бюджета на 28 марта, поступления составляли почти 5,5 трлн руб., а расходы – 8,9 трлн. Дефицит на эту дату достигал 3,4 трлн руб.

Наибольшую часть поступлений за квартал, по данным министерства, обеспечили ненефтегазовые доходы – 5,7 трлн руб., превысившие на 43,2% показатель прошлого года. Поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом фиксируются с «устойчивой положительной динамикой», отмечает Минфин в пресс-релизе. Так, за I квартал года казна получила 3,3 трлн руб. НДС, что на 24% больше поступлений за тот же период 2023 г.

Нефтегазовые доходы также оказались значительно выше прошлогодних результатов: 2,9 трлн руб., или +79% по сравнению с I кварталом 2023 г., следует из данных Минфина. Такой рост связан преимущественно с увеличением цен на российскую нефть, а также с единовременным поступлением в феврале доплаты по НДПИ на нефть за IV квартал 2023 г., отмечается в пресс-релизе. Нефтегазовые доходы превысили свой базовый уровень более чем на 400 млрд руб., в последующие месяцы Минфин также ожидает «устойчивого превышения» этого показателя, следует из сообщения.

Расходы в марте составили 2,8 трлн руб. (+27,3% год к году). «Несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале – марте 2024 г. в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам», – говорится в сообщении Минфина.

Бюджеты бюджетной системы (включают в себя данные по регионам и муниципалитетам) по итогам первых трех месяцев года исполнены с профицитом, подчеркивает Минфин.

Динамика поступления доходов и финансирования расходов за январь – март текущего года свидетельствует о том, что исполнение бюджета соответствует целевым параметрам структурного дефицита, резюмирует ведомство. Согласно действующему закону о бюджете, доходы по итогам года ожидаются на уровне 35 трлн руб., расходы – 36,6 трлн руб. Дефицит казны, согласно прогнозам, составит 1,56 трлн руб. в 2024 г. (0,9% ВВП).

За счет чего сократился дефицит

Наращивание доходов в последние дни месяца во многом связано с переходом на единый налоговый счет (ЕНС), поясняет директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Из-за того что налоговый платеж по ЕНС зачисляется не позднее 28-го числа, существенный рост поступлений пришелся именно на последние дни I квартала.

Дефицит казны резко сжался в первые три месяца года из-за хороших налоговых поступлений «по всем направлениям», а также из-за расходования средств в соответствии с параметрами, заложенными в бюджете, полагает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. В 2024 г. по сравнению в прошлым годом сложилась зеркальная ситуация: тогда в I квартале наблюдался «провал» в доходах на фоне ускоренных расходов бюджета, напоминает эксперт.

Примерно наполовину прирост ненефтегазовых доходов – это эффект низкой базы начала прошлого года, отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. При этом на увеличении доходов сказался и рост налоговой базы, в частности, в сферах розничной торговли и платных услуг населению, добавляет он.

Ненефтегазовые доходы складываются выше плана не только из-за разовых поступлений, но и в результате разгона экономической активности в начале года, соглашается главный экономист ВТБ Родион Латыпов. Высокая экономическая активность увеличивает базу для ненефтегазовых доходов и в первую очередь это отражается на поступлениях НДС, напоминает он.

Ключевым фактором увеличения нефтегазовых поступлений стал рост цен на нефть, который наложился на изменение правил расчета налогов, поясняет эксперт по энергетике Кирилл Родионов. В I квартале 2023 г. НДПИ рассчитывался из фактической цены Urals (средняя цена Urals составила $48,9/барр.), при этом в I квартале 2024 г. – из фактической цены Brent за вычетом фиксированного дисконта в $20/барр. ($63/барр.), уточняет он. Рост цен на нефть привел к увеличению суммарных поступлений по НДПИ на нефть и экспортной пошлины на 90%, а также к двукратному росту НДД. Это позволило компенсировать как увеличение выплат нефтяникам по топливному демпферу (на 73% до 438,9 млрд руб. в I квартале 2024 г.), так и сокращение доходов от экспортной пошлины на газ (на 17% до 117,9 млрд руб.), которое было связано со снижением цен в Европе (с $603 за 1000 куб. м на хабе TTF в I квартале 2023 г. до $313 за 1000 куб. м за тот же период 2024 г.), уточнил Родионов.

Несмотря на то что высокие показатели за I квартал во многом обязаны разовым факторам и низкой базе прошлого года, не остается сомнений, что бюджет будет перевыполнен по доходам, а все избыточные поступления будут использованы в экономике, полагает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Виктор Тунев.

Пока экономическая активность не замедляется, а бизнес-настроения предприятий остаются на повышенных уровнях, есть основания полагать, что ненефтегазовые доходы сложатся выше плана Минфина, считает Латыпов. При этом дополнительные доходы, вероятно, будут финансировать возрастающие расходы бюджета, поэтому ненефтегазовый дефицит, скорее всего, будет соответствовать планам Минфина, отмечает он.

Расходы по итогам года с большой вероятностью будут выше заложенных в бюджете из-за выполнения мер из послания президента, высокой стоимости госдолга и компенсаций по льготным кредитам, говорит Тунев. Общий дефицит бюджета к концу года снизится до 0,7% ВВП, ожидает Табах. При этом эксперт допускает, что при благоприятном сценарии экспортных цен он может оказаться нулевым.