В суды во всем мире поступает все больше жалоб на «зеленое отмывание»

Регуляторы в азиатских странах, как и в европейских, озабочены проблемой преувеличения компаниями ESG-показателей
Unsplash

В феврале 2023 г. Южная Корея стала первой азиатской страной, которая заявила, что начнет штрафовать компании, делающие ложные заявления об устойчивом развитии, рассказывает издание Eco-Business. Новость появилась через четыре месяца после того, как крупнейшая нефтегазовая компания страны SK E&S была вынуждена изменить маркетинговую кампанию, утверждающую, что фирма будет производить сжиженный газ, не содержащий CO2. Это был первый судебный иск, предпринятый против компании по вопросам ее коммуникаций в области устойчивого развития в стране. Впоследствии SK E&S изменила формулировку на «низкоуглеродный газ». Однако максимальный штраф для фирм, занимающихся гринвошингом в Корее, составляет $2300, что вызывает вопросы о том, имеет ли он вообще какое-либо влияние. Япония, Австралия, Гонконг и Сингапур входят в число азиатских стран, выпустивших рекомендации о том, как финансовый сектор может избежать гринвошинга в раскрытии информации об окружающей среде, социальной сфере и управлении (ESG).

Сингапур рассматривает возможность использования технологии искусственного интеллекта (ИИ) для устранения сомнительных утверждений, касающихся устойчивого развития, а австралийский орган по надзору за рекламой ужесточил экологические требования после того, как исследование выявило резкий скачок в количестве вводящих в заблуждение утверждений маркетинговых кампаний. Как писала The Guardian, опрос 247 предприятий или брендов в восьми секторах экономики, проведенный комиссией по конкуренции и защите прав потребителей в октябре 2022 г., показал, что 57% из них делали ложные заявления, например, преувеличивая действия по борьбе с изменением климата.

Тем временем судебные иски против брендов, обвиняемых в фальсификации своей ESG-репутации, на Западе набрали обороты, и регулирующие органы начали наказывать компании, виновные в гринвошинге. Осенью этого года Европейский Союз (ЕС) принял решение запретить термин «углеродно-нейтральный». Хотя некоторые бренды перестали сообщать о своих достижениях в области устойчивого развития из-за страха быть обвиненными в гринвошинге, в 2023 г. судебных исков по этому вопросу было больше, чем в 2022 г. Издание Eco-Business критически оценивает 23 случая, когда в 2023 г. бренды делали экологические заявления, которые не прошли проверку на достоверность. Вот некоторые из них.

Сентябрьское мероприятие, посвященное выпуску iPhone 15, было прервано показом видео, в котором Мать-Земля в исполнении актрисы Октавии Спенсер, раскритиковала, но в конечном итоге благословила экологическую репутацию Apple. Некоторые похвалили пятиминутный фильм за то, что он привнес желанную дозу повествования в унылый мир репортажей об устойчивом развитии, и были впечатлены репутацией Apple в области экологически чистой энергетики, лесовосстановления, защиты почвы и сокращения количества пластика. Другие отметили, что в обновленном статусе Apple, как и во многих других отчетах об устойчивом развитии, отражены экологические победы, а остальное замалчивается. Кстати, как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», заявление Apple о выпуске своего первого «углеродно-нейтрального» продукта было подвергнуто сомнению в отчете китайской организации по исследованию окружающей среды, которая отслеживает данные о выбросах парниковых газов в производственном секторе Китая.

Управление по рекламным стандартам (ASA) Великобритании в декабре 2023 г. запретило рекламу Air France, Lufthansa и Etihad из-за опасений, что они вводят клиентов в заблуждение относительно воздействия авиаперевозок на окружающую среду. В рекламе Lufthansa говорилось, что потребители могут «летать более рационально»», Air France утверждала, что она «привержена защите окружающей среды», Etihad предложила потенциальным клиентам испытать «полное спокойствие», поскольку она защищает окружающую среду.

Еще один пример – заявление в августе этого года руководителя Индонезийского агентства по управлению фондами пальмового масла, в котором говорится, что плантации более благоприятны для климата, чем тропические леса. Эксперты назвали это утверждение «глупым» и «вводящим в преступное заблуждение». Презентация была сделана в то время, когда правительство Индонезии спорило с ЕС из-за закона о вырубке лесов, который усложняет экспорт таких масличной пальмы, крупнейшим производителем которой является Индонезия.

Группа активистов Flight Free Australia в своей рекламной кампании в Австралии не согласилась с заявлением авиакомпании Etihad о том, что у нее есть надежный путь к нулевым выбросам к 2050 г. В своей жалобе в Австралийскую комиссию по конкуренции и защите прав потребителей группа заявила, что реклама Etihad, которая транслировалась на цифровые рекламные баннеры во время футбольного матча в феврале 2022 г., создавала обманчивое впечатление, что полеты авиакомпанией не оказывают большого воздействия на окружающую среду, и что у нее есть планы и основания ожидать, что она достигнет углеродной нейтральности к 2050 г.

Три гиганта пищевого сектора, Coca-Cola, Danone и Nestlе, в ноябре этого года были обвинены в заявлениях о том, что их пластиковые бутылки для воды «на 100% перерабатываются». Организация по защите прав потребителей и две экологические группы подали юридическую жалобу в Европейскую комиссию по поводу предполагаемого гринвошинга. Они утверждали, что бутылки никогда не изготавливаются полностью из переработанных материалов. Coca-Cola заявила, что претензии могут быть обоснованы, Danone – что продолжает инвестировать в инфраструктуру переработки отходов, а Nestlе – что сокращает использование пластиковой упаковки.

Весной этого года компании Nike был предъявлен иск в окружном суде США. В иске утверждалось, что 90 % товаров из коллекции товаров, которые рекламировались как сделанные из вторсырья, изготовлено в основном из синтетических материалов. Согласно жалобе, такие ткани, как полиэстер и нейлон, представляют собой крупнейший источник микропластического загрязнения мировых океанов и в конечном итоге представляют риск для здоровья людей. Иск потребовал от Nike запустить «корректирующую рекламную кампанию» и возместить расходы потребителям, утверждалось, что они были обмануты.