Инвестиции в Россию меньше, чем в кризис

Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику сократились по сравнению с прошлым годом – сказываются и фундаментальные факторы, и пресловутая жара.
М.Стулов

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в российскую экономику продолжают сокращаться, отчитался Росстат. За первое полугодие их объем составил $5,4 млрд, на 11% меньше уровня такого же периода прошлого года, когда произошел мощный спад инвестиционной активности.

За январь - июнь прошлого года приток ПИИ сократился на 45% - экономика России была в кризисе, мировая тоже. Но в посткризисный период восстановления деловой активности тоже не произошло, зафиксировал Росстат: даже к этой низкой базе 2009 г. приток прямых инвестиций сократился еще на 11%.

В структуре ПИИ самую большую долю занимают взносы в капитал, т. е. создание новых предприятий или расширение существующих: этот показатель сократился на 9% за счет рухнувших почти вдвое реинвестированных доходов. Годом ранее реинвестированные доходы выросли на 35%. Кредиты от зарубежных совладельцев сократились на 18%. По итогам января - июня выросли только объемы лизинга и «прочие прямые инвестиции», куда Росстат включает поставки оборудования.

По оценке Центробанка, объем прямых инвестиций из-за рубежа в небанковский сектор за полугодие, наоборот, вырос на 28% до $19,8 млрд. Данные ЦБ и Росстата традиционно расходятся из-за разницы методологий: ЦБ учитывает деньги, реинвестированные местными дочерними предприятиями зарубежных компаний, Росстат фиксирует только трансграничные потоки.

В кризис, когда рынки капитала закрылись, основной поток прямых инвестиций формировали средства материнских компаний – в виде денежных, торговых кредитов, с улучшением ситуации у компаний появилась возможность привлекать деньги из других источников, объясняет сокращение поступлений из-за рубежа старший экономист "Открытия" Владимир Тихомиров. А с вложениями в новые проекты «туго во всем мире», указывает он: прогнозы говорят о долгом выходе из рецессии, быстрого роста спроса не будет, расширять деятельность нет смысла.

В дальнейшем ожидать всплеска ПИИ вряд ли стоит, сомневается Тихомиров; они всегда идут следом за ростом внутренней инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал за первое полугодие выросли лишь на 1,3% (к тому же периоду 2009 г.), а в июле темп их роста снизился почти в 10 раз. Виновата жара, такой спад — явление краткосрочное, однако любые негативные краткие шоки порождают долгосрочные эффекты, рассуждает Мария Помельникова из «Траста»: «В данном случае это ухудшение ожиданий инвесторов, а это уже фактор, дестимулирующий новые вложения».