Трагедия в Японии на время изменит энергетическую и экономическую картину мира


Один из вопросов, на который после страшной катастрофы в Японии нужно ответить, – насколько все-таки безопасно использовать атомную энергию и изменится ли в связи с этим энергетическая картина мира. В некоторых странах Европы атомная энергетика занимает высокую долю: например, во Франции это 80% мощности, в Германии – более 20%. Большая часть из существующих АЭС была построена в 70-80-х гг. прошлого столетия. И сейчас стоит вопрос: либо их «перезаряжать», либо останавливать и переходить на новые технологии, особенно в области защиты.

Сегодня наблюдается падение спроса на ядерное топливо, но это краткосрочный эффект. На текущий момент какой бы то ни было значимой альтернативы ядерному топливу нет. В среднесрочной перспективе, безусловно, будет переход к более безопасным технологиям, серьезное внимание будет уделяться системам защиты и охлаждения атомных реакторов. Однако в возникающий переходный период странам Европы придется достаточно серьезно пересмотреть свой энергобаланс в сторону традиционных источников электроэнергии и, в первую очередь, природного газа. Что касается Индии, Китая и некоторых африканских стран, не думаю, что процесс развития атомной энергетики там серьезно замедлится.

Несмотря на то, что сегодня в мире существует избыток сжиженного природного газа, текущая европейская инфраструктура не позволяет использовать его возможности в полной мере. Впрочем, в Европе была закрыта большая часть угольных электростанций, поэтому единственной альтернативой остается увеличение емкости уже работающих газовых станций. Потребуется модернизация. В этой ситуации логично предположить, что компанией, которая выиграет от перераспределения рынка электроэнергии, будет «Газпром». Для газового гиганта можно прогнозировать увеличения объемов продаж и, скорее всего, роста контрактных цен, что окажется позитивным как для самой компании, так и для России.

Из-за трагедии в Японии мир разделился на два лагеря. В первом считают, что Японию после землетрясения ожидает достаточно серьезная рецессия, во втором проводят аналогию с периодом после Второй мировой войны, когда население страны, находясь в состоянии сильнейшего шока, мобилизовалось и продемонстрировало чудеса производительности и продуктивности. Но здесь нужно сразу обратить внимание на две вещи. Современная Япония сильно отличается от послевоенной страны. Сегодня около 60% японцев старше 65 лет, поэтому ожидать новых рекордов по продуктивности не стоит. Однако Япония до землетрясения – это третья экономика мира. И в текущем состоянии, когда мы видим на всех денежных рынках избыточную ликвидность, у нее есть достаточно возможностей, чтобы увеличить финансовую нагрузку. Причем не столько привлекая внешние заимствования (что сейчас не очень просто сделать), а за счет перераспределения денежных потоков между корпоративным и государственным секторами. В этой ситуации нужно учитывать, что Япония – страна с дефицитным бюджетом. Поэтому в средне- и долгосрочной перспективе придется изменить налоговую политику и поднять корпоративные налоги.

Думаю, что в этом году мы увидим определенные трансформации в японской экономике. Но особо хочу подчеркнуть, что сейчас делать какие-либо прогнозы очень сложно и рано. Ситуация далеко еще не разрешилась, и степень неопределенности крайне высока. Пока можно отметить, что основной удар, скорее всего, ляжет на автопроизводителей и, возможно, производителей высокотехнологичного оборудования и комплектующих.

В то же время японская экономика сегодня, наверное, – одна из самых диверсифицированных. Это экономика, которая совершила самый большой технологический прогресс в истории. Сильная конкуренция в высокотехнологичных отраслях между странами отсутствует, а продолжающиеся инвестиции в эту область помогут Японии сгладить уже отмеченные проблемы с демографией. Ведь в области высоких технологий нужна не столько высокая «конвейерная» продуктивность, сколько уже накопленный интеллектуальный капитал.

На мировой экономике ситуация в Японии отразится серьезно, так как эта страна является достаточно большим потребителем базовых ресурсов. Например, железной руды, если мы говорим о тяжелом машиностроении. А уровень потребления базовых ресурсов важен для России как для одного из их поставщиков. Еще один ключевой момент заключается в том, что Япония исторически была достаточно крупным инвестором в азиатский регион – в частности в Индию, Индонезию, в меньшей степени в Китай. Думаю, что в среднесрочной перспективе размер таких инвестиций сократится, так как Японии потребуются вложения внутри страны.

Автор - генеральный директор \"Сбербанк управление активами\".