Сможет ли Facebook получить капитализацию в $1 трлн?

Взрывной рост стоимости социальных медиа вынудил озвучить гражданско-инвестиционную позицию даже владельца Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. «В большинстве случаев эти компании переоценены, - заявил он недавно. – Конечно, некоторые из них станут чемпионами, но произойдет это за счет остальных».

Конкретных проектов гуру не назвал, но их шорт-лист знает каждый пользователь интернета. А возглавляет его Facebook, оцененная в ходе недавней сделки на Sharespost (площадке, где проводятся сделки с акциями непубличных компаний) в $85 млрд. Любопытно, какие же активы прячутся за этой цифрой? Затерянная пещера Али-Бабы или хромированный отсек Форт-Нокса?

Самовыражение. Оказывается, именно это одно из самых дорогих слов в современной истории человечества. Похоже, как раз за счет него предприимчивые ребята из корпорации Марка Цукерберга хотят довести капитализацию Facebook до $1 трлн. Именно это слово венчает пирамиду Маслоу и оно негласно обосновывает перспективы дальнейшего развития социальных сетей. Или каждого человека, их составляющего.

«По сообщению источников, близких к руководству Facebook, корпорация Марка Цукерберга стремится стать первой компанией, чья капитализация может быть оценена в $1 трлн», — отмечает Business Insider. Итак, 1 триллион долларов США. На моей памяти единственной компанией, добившейся такой рыночной стоимости, была Petrochina во время IPO в Шанхае в ноябре 2007 г. Котировки ушли вверх втрое на узком рынке, после чего благополучно обвалились, и уже через несколько месяцев капитализация упала вдвое от цены размещения (сейчас она почти в четыре ниже, чем при IPO). Взятая планка не была удержана крупнейшим китайским производителем нефти с запасами черного золота в десятки миллиардов баррелей и годовой прибылью в $21,3 млрд.

На что же надеются в Facebook? Итак, детище Марка Цукерберга – самая популярная сегодня социальная сеть на планете, насчитывающая около 600 млн пользователей. По информации Goldman Sachs, оборот соцсети в январе-сентябре 2010 г. составил $1,2 млрд, прибыль $355 млн. С учетом линейной зависимости допустим, что по итогам года показатели составили соответственно $1,6 млрд и $500 млн. Таким образом, каждый пользователь соцсети в среднем приносит $0,83 прибыли.

В ходе частного размещения в январе Facebook была оценена в $50 млрд, что уже дает нам аномальный мультипликатор P/E (отношение капитализации к прибыли) в 100. Даже при условии его неизменности и допущения, что каждый житель нашей планеты (речь о 6,8 млрд человек) хотя бы раз в месяц будет просматривать свою страничку в сети, годовая прибыль Интернет-проекта составит $5,64 млрд. Соответственно, рыночная стоимость P = 100*E = $5,64 млрд*100 = $564 млрд. Почти вдвое меньше желаемого триллиона долларов.

При этом у Facebook нет в сторонниках и каждого десятого жителя Земли, а прибыль пока $500 млн. И риски создания альтернативы красочному веб-ресурсу в эру скоростей и высоких технологий высоки как никогда. Потому триллиона господину Цукербергу не видать. Так что предоставим Facebook возможность самовыражаться на внебиржевых торгах и откроем лучше позиции в телекоммуникациях и энергетике.

Автор - гендиректор \"Инвесткафе\".

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать