Банки недоговаривают про ставки

Ставка LIBOR не очень надежный индикатор стоимости денег на межбанковском рынке, говорят трейдеры, она сейчас не отражает реальных условий сделок

Многие европейские банки делают заявки на краткосрочное финансирование по большим ставкам, чем сообщают Британской банковской ассоциации (BBA), которая на основе этих данных рассчитывает LIBOR, рассказывают участники рынка. Это значит, что и заимствуют они по большим ставкам, чем LIBOR. «LIBOR – это средняя ставка, по которой никто сделки не заключает», – говорит стратег Deutsche Bank Стюарт Спаркс. По его словам, спрэд между LIBOR и истинной стоимостью финансирования банков «соответствует рыночной оценке кредитного риска».

В прошлый четверг французские банки BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole сообщили BBA, что заимствовали на три месяца под 0,47–0,52%. Но трейдеры, знающие, какие заявки делали эти банки, говорят, что на самом деле те были готовы заплатить на 0,1 процентного пункта больше. По словам одного из таких трейдеров, Credit Agricole был готов платить 0,65% за ссуды на три месяца, Societe Generale – 0,61%.

Испанские банки за короткие деньги платят еще больше. Крупнейшие испанские банки Banco Santander и Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, не участвующие в установлении ставок LIBOR, готовы платить за кредиты на три месяца 1,41 и 1,2% соответственно, рассказывает трейдер.

Спрэд между заявками и ставкой LIBOR показывает, что многие европейские банки столкнулись с трудностями при привлечении краткосрочного финансирования из-за снижения кредитных рейтингов. В последние несколько месяцев спрос на их долларовые векселя резко снизился, поскольку фонды денежного рынка США не хотят сейчас покупать финансовые инструменты со сроком обращения больше нескольких дней.

Тем не менее о нарушениях закона речь не идет. Эта практика не имеет отношения к расследованию о манипулировании банками ставками LIBOR, которое проводят США. По словам трейдеров, ставки, которые банки сообщают BBA, отслеживающей, сколько банки готовы платить за заимствования, а не их настоящую стоимость, всего лишь отражают нежелание банковских трейдеров раскрывать карты, когда они обсуждают ставки. Но все равно разрыв показывает, что LIBOR – ненадежный индикатор уровня стресса в банковской системе.

Более точный индикатор – спрэд LIBOR-OIS (показывает разницу между рыночной ставкой LIBOR и фьючерсом на ставку ФРС, свидетельство доступности денег на межбанковском рынке). Вчера он достиг 34,83 п. п. – самого высокого уровня с июля 2009 г.

С начала финансового кризиса пика LIBOR достигла 10 октября 2008 г., когда ставка по трехмесячным долларовым заимствованиям составляла 4,82%. С тех пор она значительно снизилась. В середине февраля 2010 г. трехмесячные заимствования банкам обходились всего в 0,25%. Вчера LIBOR составляла 0,43% (данные Reuters).