Куда инвестировать при обострении проблем в еврозоне


Накопившиеся сегодня долговые проблемы периферийных стран ЕС при определенном стечении обстоятельств могут привести к дезинтеграции еврозоны. Что делать в этом случае с евро на счетах, наличностью «под матрасами» и номинированными в единой валюте ценными бумагами?

Любой валютный союз может существовать только вокруг одной большой экономики, гарантирующей исполнение обязательств, «напечатанных» на используемой союзом единой валюте. На этом в прошлом была основана «зона британского фунта», а сегодня – «зона доллара США». Пока Германия де-факто играет роль такого гаранта в еврозоне, никакому из государств не выгодно покидать ее. Поэтому добровольная ликвидация еврозоны как валютного союза столь же маловероятна, как распад Европейского союза. Только если Германия и Франция не смогут согласовать реформы в области налогообложения и управления бюджетами в еврозоне и откажутся далее участвовать в рефинансировании долгов стран PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания), правительства этих стран могут начать рассматривать варианты отказа от евро с возвращением к национальным валютам. Однако единовременные потери этих государств, их граждан и бизнеса будут столь велики, что их политики вряд ли на такое решатся. Население таких стран, как Германия и Франция, первоначально может выиграть, если из еврозоны выйдут их южные соседи, так как курс евро вырастет. Однако в дальнейшем сокращение экспорта стран-кредиторов, в том числе в соседние страны ЕС, будет столь значительным, что они на это вряд ли пойдут. Максимум, чего можно ожидать, – выхода из еврозоны двух-трех стран, причем после того, как они увидят, «как это прошло» у греков. Впрочем, пока даже выход Греции в ближайшие месяцы маловероятен. Ведь для Меркель и Саркози не нужны новые потрясения рынков, пока они не договорились о плане действий по главным вопросам, в том числе требующим изменения конституции ЕС.

Если предположить, что евро будет отменен в ряде стран и введены национальные валюты, то банки таких стран должны будут конвертировать средства клиентов на счетах из евро в соответствующие валюты по курсам, установленным национальными (центральными) банками. Последние должны будут согласовать свои обменные курсы с ЕЦБ, так как он должен будет принять на свои счета полученные при обмене наличные евро и выдать взамен какие-то обязательства, например - по погашению долгов покидающей еврозону страны. Это будет непросто, так как торговля вокруг условий замены евро в каждой стране будет дольше и жестче, чем вокруг условий реструктурирования госдолга.

Из прошлого мы видим, что девальвация, а тем более введение новой национальной валюты в слабых экономиках почти всегда оборачивается грабежом вкладчиков, особенно – иностранных (исключение было при объединении ГДР с ФРГ, но на то были политические причины). В более сильных экономиках это может стать поводом как минимум пересмотреть ставки по депозитам, если они не выгодны банкам.

Средства крупных иностранных вкладчиков банки выходящих стран могут даже на какое-то время заблокировать, мотивируя это тем, что правила валютного контроля или налогообложения процентов, переводимых за границу, изменятся с переходом на другую валюту.

Наличные средства могут обмениваться национальными банками с ограничениями по суммам под предлогом борьбы с отмыванием грязных денег либо налоговых проверок. При этом власти постараются резко усилить таможенный контроль, чтобы не допустить вывоз банкнот евро в страны, где обмен будет происходить на лучших условиях или где евро сохранится. Сегодня и без того трудно провезти через таможни стран ЕС более 10 000 евро. А если страна еврозоны откажется от евро, то вывезти наличность станет почти невозможным для тех, кто держит деньги в банках этой страны.

Номинированные в евро акции и облигации относительно безопасны в том случае, если их эмитенты остаются в странах, сохраняющих евро. Общий подход таков: акции германских, голландских, австрийских или, например, люксембургских компаний, являются более надежным активом, чем акции эмитентов из стран – кандидатов на выход из еврозоны (греческих или, например, португальских, испанских).

То же самое касается европейских корпоративных облигаций, вне зависимости от того, номинированы они в евро или, например, в долларах или иной валюте. Потеряв возможность получать на внутреннем рынке доходы и вести учет в евро, компании выходящих стран не смогут выполнять обязательства в евро. Суверенные облигации таких стран будут рассматриваться как дефолтные, их ждет реструктуризация и инвесторы потеряют большую часть денег.

Исходя из вышесказанного, от крупных депозитов в евро и облигаций слабых стран и компаний еврозоны нужно избавляться вне зависимости от того, выйдет ли из нее одна страна или несколько (я не рассматриваю вариант ликвидации евро и валютного союза между Германией, Францией и несколькими не очень крупными, но относительно здоровыми экономиками).

Переводить активы можно в доллары, пока евро стоит существенно выше паритета покупательной способности, который пока находится, по мнению большинства экспертов, между $1,16 и $1,2 за евро. Если в 2012 г. евро снизится к доллару до уровня 1,20–1,25, а вкладчик не успеет от него избавиться, то я бы не рекомендовал продавать единую валюту, так как США могут напечатать еще до $1 трлн и курс снова вернется к отметке $1,35-1,4. Однако номинированные в евро акции и корпоративные бонды от этого не станут намного лучше, поэтому все прочие советы остаются в силе.

Если же американский доллар существенно подорожает в начале 2012 г. на страхах перед европейской рецессией и дефолтами, то вместо американской валюты для депозитов и консервативного портфеля казначейских облигаций можно использовать британский фунт, который при курсе $1,5-1,6/фунт имеет хорошие перспективы к росту, а также канадский и сингапурский доллары. Большинство других надежных валют, которые были популярны в последние годы (швейцарский франк, норвежская крона, австралийский доллар, японская иена), сейчас переоценены к доллару США.

В ближайшие год-два суверенные облигации в евро покупать вообще не стоит (если только вы не являетесь опытным спекулянтом). Нельзя забывать, что даже «бундесы» (германские казначейские обязательства) сильно переоценены. Сегодня в них направляются деньги, выводимые из других стран и долговых бумаг стран ЕС. Суммарный внешний долг Германии (по всем видам обязательств) уже превышает 225% ВВП, что хуже, чем в США. Доходность 10-летних «бундесов» около 2%. Поэтому даже германские облигации не являются хорошим вложением для инвесторов, так как потенциал снижения цен у них намного больше потенциала роста.

Акции и фонды акций в ближайшие месяцы лучше покупать вне еврозоны, например в США, а также Бразилии, России и других странах – экспортрах сырья. А если и держать акции европейских компаний, то, в основном, крупных экспортеров с глобальным бизнесом. Помимо депозитов и ценных бумаг можно посоветовать покупать фьючерсы или американские биржевые фонды (ETF) на золото, с уровнем входа около $1650 за тройскую унцию, выхода – выше $1950.

При этом средства, включая ценные бумаги, фьючерсы на сырье и драгоценные металлы, лучше переводить в крупные банки США (в том числе их европейские отделения), Швейцарии, Гонконга и Сингапура.

В заключении хотелось бы отметить, что вышеизложенные рекомендации актуальны при условии, что в мире не произошло чего-то, выходящего за рамки нормального макроэкономического процесса. В случае, если, например, весной 2012 г. начнутся бомбардировки ядерных объектов Ирана, рынки переживут огромные потрясения. Вырастет нефть и золото, кризис в ЕС усилится, а США ускорят работу печатного станка, и все это отложит реализацию сегодняшних прогнозов на месяцы.





Автор - управляющий директор Arbat Capital.