Веры в БРИК больше нет

Расцвет стран БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай – позади, пришли к выводу в Goldman Sachs. Инвестиционная идея о непрекращающемся росте четырех крупнейших развивающихся экономик больше не работает
J.Lee/ REUTERS

Десять лет инвесторы готовы были снова и снова вкладывать в страны БРИК просто потому, что они зарекомендовали себя как лидеры роста, пишет Доминик Уилсон, соавтор доклада Goldman Sachs «10 лет БРИК: на полпути к большим переменам». Но сейчас веры в долгосрочный тренд уже недостаточно для инвестиций, констатирует он.

Вклад БРИК в мировой ВВП вырос с 11% в 1990 г. до 25%, в глобальный рост – с 23% до почти 50%. Средние темпы роста ВВП четырех стран в 2000–2009 гг. составили 7,9%. На БРИК приходится 15% мировой торговли и треть всех природных ресурсов.

БРИК продолжит играть важнейшую роль в глобальной экономике. Эти страны войдут в топ-5 крупнейших экономик – из развитых стран в списке останутся только США, но они опустятся на второе место и уступят лидерство Китаю, который сейчас является второй по размеру экономикой. Бразилия уже приближается к пятому месту в глобальном рейтинге, уверен министр финансов страны Гидо Мантега. По итогам 2010 г. Бразилия была седьмой, на прошлой неделе, по подсчетам CERB, она переместилась на шестое место, опередив Великобританию.

Но пик роста позади, предупреждает Goldman Sachs, вероятнее всего, БРИК перестанет быть локомотивом развития, вклад в глобальный рост начнет снижаться уже в следующем десятилетии и к 2050 г. составит менее 40%. При этом наиболее динамично развивающейся страной БРИК будет Индия – ее доля в глобальном росте вырастет вдвое, вес остальных останется прежним или будет сокращаться. Например, доля Китая будет сохраняться на уровне 30% не более 20 лет, а потом начнет снижаться.

БРИК замедляется: темпы роста четырех стран в 2012 г. составят 6,1%, прогнозирует МВФ. Прибыль компаний БРИК разочаровывает, замечает аналитик HSBC Private Bank Архуна Махендран (по Bloomberg): издержки на оплату труда выше, чем в других развивающихся экономиках, процентные ставки слишком высоки, курсы национальных валют волатильны. Китайский экспорт сокращается из-за кризиса в Европе, Индия радикально повысила процентные ставки, чтобы притормозить рост цен, ускорившийся из-за обесценившейся рупии и оттока инвестиций.

Бегство инвесторов – общая проблема стран БРИК. По данным EPFR Global, отток капитала из фондов, инвестирующих в БРИК, в этом году был рекордным за 10 лет – $15 млрд, это 22% от всех вложений за это время ($67 млрд). Индекс MSCI BRIC упал за год на 24%, а в следующем году может потерять еще 20%, предупреждает Махендран. Как только инвесторы осознают структурную слабость экономик БРИК, деньги начнут уходить еще активнее, предупреждает экономист Deutsche Bank Джон Смит.

Китайский Shanghai Composite с начала года опустился на 23% – до минимума с марта 2009 г., индийский BSE India Sensitive – также на 23%, бразильский Bovespa – на 16%, ММВБ – на 18%. Отток капитала может говорить и о том, что самые пессимистичные инвесторы уже избавились от своих активов, значит, дно позади и скоро начнется рост, замечает стратег Morgan Stanley Джонатан Картер. Министр финансов России Антон Силуанов прогнозировал, что отток капитала в этом году может достигнуть $85 млрд.

Будущее за развивающимися рынками за пределами БРИК – это «следующие 11» (N-11). В эту группу включены успешные развивающиеся страны: например, Южная Корея, Индонезия, Мексика, Турция, Вьетнам. Они еще не прошли демографический рубеж, подобно странам БРИК, где рост трудоспособного населения близок к пику. Например, в Китае численность населения в возрасте с 15 до 64 достигнет пикового значения в 1 млрд и уже в 2020 г. может начать сокращаться. В России количество работников убывает.

Зато у стран БРИК большой потенциал роста потребления и развития инфраструктуры, в том числе и у России: она за прошедшие 10 лет увеличила свою роль в БРИК, вступила в ВТО, начала совершенствовать финансовые рынки, оптимистичен главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Рынки любят сенсации, но не готовы платить дополнительную премию за устоявшийся тренд, резюмирует Уилсон.