Повышение страховых взносов нанесло тройной удар по малому бизнесу и подорвало его кредитование


Кредитование малого бизнеса фактически было единственным кредитным сегментом российского банковского рынка, который стабильно рос даже в кризис. Банки – и большие, и малые – называют его одним из своих приоритетов уже лет десять. Малый бизнес и его финансирование поддерживаются государством через «МСП банк», налоговые льготы, гарантийные фонды и еще массу всяческих программ. Помощь малому бизнесу, особенно в части получения дешевого финансирования, – неизменная тема выступлений первых лиц.

Однако в 2011 г. портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) вырос только на 19%, до 3,8 трлн рублей, заметно отстав по темпам развития от розничного кредитования (+36%) и ссуд крупному бизнесу (+28%).

Почему вдруг кредитование МСБ, такое важное, перспективное и поддерживаемое, так затормозилось? Одна из важнейших причин, конечно же, рост ЕСН и, как следствие, –ухудшение финансового состояния МСБ и уход заемщиков в «тень». Тут получился даже тройной удар.

Во-первых, после увеличения налоговой нагрузки малым предпринимателям просто стало на порядок тяжелее работать (ведь для них фонд оплаты труда – это главные издержки). Во-вторых, в таких условиях (на фоне общеэкономических проблем и при новом уровне издержек) фактически прекратилось планирование развития. А если нет планов роста и развития, кредитование становится менее востребованным. И, наконец, третий фактор – уход малого бизнеса «в тень». Для банка бизнес «в тени» – это максимально возможный риск, в том числе и потому, что Центробанку нельзя «объяснить», что реальность так сильно отличается от отчетности. Малый бизнес «в тени» без нормальных залогов – это запретная зона для банка. Повышение социальных страховых взносов обернулось снижением прозрачности заемщиков, а не повышением объема собираемых средств. По данным Минфина, в 2011 г. взносов было собрано только на 1% больше, чем в 2010-м. Сами банки ставят фактор непрозрачности заемщиков на первое место среди барьеров для роста кредитования МСБ.

Охлаждение активности в сегменте кредитования МСБ и смещение приоритетов банков из топ-30 в сегменты розницы и крупного бизнеса на фоне перебоев с ликвидностью – вот главные итоги 2011 г. Небольшие банки, кстати, кредитовали малый бизнес более активно – возможно потому, что конкуренция на остальных рынках стала очень сильной. В результате доля банков топ-30 на рынке кредитования МСБ снизилась на 5 процентных пунктов до уровня в 60%. В 2011 г. эти банки показали прирост портфелей кредитов МСБ только на 10%, тогда как остальные участники рынка – на 37%

Тем не менее, в 2012 г. ситуация может сильно измениться. Во-первых, малый бизнес прошел первую стадию адаптации к новой нагрузке и снова начинает предъявлять спрос на кредиты. У крупных банков есть шанс вернуть утраченные позиции, сделав ставку на консультирование заемщиков и адаптацию к сегменту МСБ розничных технологий. Небольшие банки, напротив, могут замедлить рост из-за изменений в программах «МСП банка» (переориентация на поддержку неторгового малого бизнеса, инновации и энергоэффективность).

За счет использования розничных технологий в кредитовании МСБ и консультирования заемщиков крупные банки могут нарастить объемы кредитования МСБ быстро и очень существенно. Именно лидеры рынка сегодня активно развивают направление небольших кредитов (до 3 млн руб.) на основе скоринговых систем. Кредитные фабрики снова разворачиваются, и, пожалуй, именно их развитие будет определять динамику кредитования малого бизнеса. Конечно, эта модель имеет большой минус: просрочка по портфелю кредитов малому бизнесу у крупных банков, применяющих скоринг, почти в два раза больше, чем у небольших банков, работающих по более индивидуальным моделям выдачи. Но именно кредитные фабрики могут задать стандарт быстрого обслуживания и массовой обработки клиентов.

Автор - заместитель гендиректора рейтингового агентства \"Эксперт РА\".