Номос-банк не смог увеличить капитал

Номос-банку, привлекшему $500 млн за счет субординированных евробондов, не удается включить эту сумму в расчет капитала. Одна из причин – стоимость привлечения по действующему законодательству оказалась нерыночной
М.Стулов/ Ведомости

Газпромбанк, сделка которого закрылась вскоре после «Номоса», привлек «суборд» такого же объема под 7,25% на 7 лет. «Сейчас этот заем не учитывается в нашем капитале, однако у нас по этому вопросу есть взаимопонимание и диалог с ЦБ, и мы рассчитываем, что в течение ближайших двух месяцев решение будет найдено», – заявил вице-президент Газпромбанка Андрей Серов.

Решение регулятора по «суборду» Номос-банка может повлиять на планы других участников рынка. «Если возможность по увеличению капитала посредством привлечения субординированного долга будет ограничена, мы будем использовать другие источники пополнения капитала», – говорит представитель Альфа-банка.

ЦБ не включил субординированный заем Номос-банка в расчет собственных средств кредитной организации, рассказали «Ведомостям» несколько участников рынка. В ЦБ и Номос-банке отказались комментировать ситуацию.

20 апреля «Номос» разместил на Ирландской фондовой бирже рекордный для частного российского банка объем – субординированные семилетние еврооблигации на $500 млн. Ставка составила 10% годовых. Именно эта ставка стала причиной сомнений ЦБ.

Для того чтобы привлеченный заем или кредит учитывался при расчете собственных средств банка, он должен удовлетворять ряду критериев, среди которых – процентная ставка не должна «существенно» отличаться от «рыночных условий предоставления аналогичных кредитов», указано в соответствующем положении Банка России. Под существенным понимается отклонение на 20% от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

В случае, если сравнить стоимость заимствования конкретного банка не с кем, например когда аналогичных сделок в этот период на рынке не было, ориентиром служит установленный Налоговым кодексом порог для валютных заимствований – 0,8 от ставки рефинансирования ЦБ, на сегодня это 6,4%.

В конце прошлого года ассоциация «Россия» обращалась в ЦБ с предложением отказаться от такого критерия, ссылаясь на возросшую стоимость ресурсов на публичных рынках, однако ЦБ отреагировал лишь недавно (см. врез). Ограничение в 0,8 от ставки рефинансирования действует с 2011 г. – ранее было 15%, поэтому банки «попадали» в этот лимит. А РСХБ, разместивший в июне 2011 г. пятилетний субординированный евробонд, попал в новый ориентир – ставка была 6%.

В «Номосе» расcчитывают, что летом проблема решится, говорит знакомый одного из акционеров банка.

На 1 мая достаточность капитала «Номоса» составляла 11,09% при установленном ЦБ минимуме в 10%, отмечает аналитик «Атона» Иван Качковский. При этом в 2012 г. банк собирается наращивать кредитование «быстрее рынка», заявляло ранее его руководство. С учетом размера основного капитала банка, уже имеющихся «субордов» и условий нынешнего займа «Номос» мог бы зачесть в расчет собственных средств около $60 млн из привлеченных $500 млн – это увеличило бы достаточность капитала до 11,4%, подсчитал Качковский.