Ценам на сырье обещано падение

Нефть не будет дорогой, вычислили аналитики Citi: цена барреля до конца десятилетия будет держаться в диапазоне $65–90, периодически падать до $50

К 2020 г. цена нефти стабилизируется на уровне не выше $90, пишут аналитики Citi в обзоре «Нацеливаясь на долгосрочную цену нефти».

Общепринятая точка зрения, что нефть продолжит дорожать, – следствие предубеждений, констатирует Citi. Эксперты перечисляют их: находить и исследовать новые месторождения все труднее и дороже; ресурсы истощаются; сосредоточены они в странах, правительства которых заинтересованы в высоких котировках; спрос на топливо продолжит расти.

Но в действительности длительный период роста котировок подходит к концу, предупреждает Citi. Как и остальное сырье, нефть – циклический товар: избыточное предложение при высоких инвестициях сменяется ограниченным предложением и сокращающимися вложениями. «Поворотные моменты» сопровождаются скачками котировок: долгое время цены держатся на невысоком уровне, а затем взлетают – или наоборот.

Впереди циклический спад, предсказывает Citi: уже к 2020 г. цена барреля может установиться в диапазоне от $65 до $90. Котировки могут падать даже до $50. В своем прогнозе Citi основывается прежде всего на факторах, определяющих предложение на рынке нефти.

Аналитики Citi исследовали, сколько должна стоить нефть, чтобы наиболее дорогостоящие из действующих проектов оставались прибыльными. Такие проекты, как добыча на нефтеносных песках в Канаде, шельфовое месторождение Штокман или казахстанский Кашаган, нуждаются в цене $90 за баррель, но большинство проектов жизнеспособны и при $70–75. Нельзя недооценивать и влияние сланцевых технологий на издержки, напоминает Citi: сланцевые проекты рентабельны при $60 за баррель, технология может стать дешевле и экологичнее, а использоваться – не только в США.

Второй способ определить цену, необходимую отрасли, – проанализировать издержки, пишет Citi. С 1990 г. установилась закономерность: цены долгосрочных фьючерсных контрактов превышают затраты на изучение и разведку примерно в 4 раза. Сейчас средние издержки на разведку – около $17–18 в пересчете на баррель, если компания предпочтет не заниматься разведкой самостоятельно, а купить актив с резервами – около $16, т. е. справедливая рыночная цена добытой нефти – $65–70.

Верхняя граница диапазона в $85–90 соответствует уровню цен в большинстве фьючерсных контрактов с поставкой через два года, а также индексу издержек в США в зависимости от цены фьючерса на WTI.

Скорее всего, коридор колебаний котировок будет уже – не $65–90, а $80–90 за баррель, обнадеживает Citi. Цену поддержат политические факторы: например, в нефтедобывающих странах растет уровень цены нефти, необходимый для исполнения обязательств бюджета. Сейчас российский бюджет балансируется при $115 за баррель против $90 до кризиса.

В последнем обзоре (июнь 2011 г.) Международное энергетическое агентство прогнозировало, что средняя цена барреля до 2015 г. составит $103. При классических способах добычи и действующих налоговых системах уровень цены, делающий проекты рентабельными, – $95–110, указывает аналитик Номос-банка Денис Борисов.

По базовому прогнозу Минэкономразвития, цена нефти с 2014 г. остается выше $100, незначительно (примерно на 3%) увеличиваясь ежегодно. Стресс-тест министерства показал, что при снижении цены в 2013 г. до $80 рост экономики замедляется до 2%. По расчетам S&P, такая же цена в 2012 г. будет означать для России рецессию (-0,2%), а падение цены нефти до $60 – глубокую рецессию (-5,3%) и дефицит бюджета, превышающий 8% ВВП. Средняя цена российской Urals за январь – май составила чуть более $115, для среднегодовой цены в $90 нефть в оставшиеся семь месяцев должна стоить в среднем $70.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин сообщал, что Россия при падении цен на нефть сможет продержаться на скопленных резервах не более 1–2 лет.