Розничный банкинг – это sexy!

Какое направление банковского бизнеса самое перспективное? Несколько лет назад ответ на этот вопрос был очевиден – инвестиционный банкинг. Ведь это большие сделки, индивидуальный подход, высокая прибыль. На этом фоне имидж банкира, который занимается розницей, проигрывал. Однако сегодня, после известных событий с Lehman Brothers и проблем у целой плеяды других банков, чье положение долгое время казалось незыблемым, все изменилось. Я убежден в том, что сейчас самое перспективное и соблазнительное направление – это розничный банкинг.

По оценке Boston Consulting Group, розница приносит уже около половины глобального объема банковских доходов. В первую очередь розница перспективна на развивающихся рынках.

Банк России недавно оценил возможную прибыль российских банков в 2012 г. в рекордные 1 трлн руб. (в прошлом году – 848,2 млрд руб.). Темпы роста розничного кредитного портфеля впечатляют. Его прирост только за первое полугодие составил 18,4% (год назад – 11,5%); по итогам года прирост ожидается на уровне 40%. Доля розницы в активах российских банков за последний год выросла на 1,9 процентного пункта (с 12,9 до 14,8%).

Вопреки постоянному медийному шуму о кризисном времени, российская экономическая ситуация лучше, чем в Европе или США. Например, по данным Росстата, безработица в России в конце июня составила 5,4% от экономически активного населения, в то время как в США – 8,2%, а в среднем по ЕС – 10,3%. Инфляция в России пока выше, чем в развитых странах, но последние несколько лет она стабильно замедляется. Одновременно довольно неплохими темпами растет благосостояние населения. Россияне готовы к совершению крупных покупок или серьезных трат, таких как ремонт, отпуск или свадьба, в том числе и за счет кредитных ресурсов.

У розничного банкинга есть существенный потенциал для дальнейшего роста. Поэтому меня не удивляет, что все больше банков заявляют о намерении выйти в массовый розничный сегмент, строить свои модели «легких» банков. Как руководитель банка, который является одним из лидеров в этом сегменте, я могу только порадоваться. Ведь это означает, что мы изначально выбрали правильную стратегию. Мы сумели стать пионерами рынка, у нас было время, чтобы накопить опыт и создать необходимую инфраструктуру, которые позволяют не бояться появления новых конкурентов.

Но сразу возникает вопрос: а что должен сделать сам розничный банкинг, чтобы в полной мере реализовать имеющийся потенциал?

Прежде всего, необходимо отказаться от сложных банковских продуктов. Простота – главный залог успеха. В продуктовой линейке банка не должно быть слишком много продуктов, чтобы не подвергать клиентов мукам выбора. Договоры должны быть написаны понятным, человеческим языком, без вводящих людей в заблуждение сносок и звездочек.

Слагаемыми успешного бизнеса должны также стать скорость обслуживания и его комфортность. Современный розничный банк должен находиться в шаговой доступности от своих клиентов, причем здесь неоценимую помощь оказывают офисы легкого формата и точки продаж. Их открытие стоит сравнительно недорого, они расположены в местах, где много людей, которые хотят воспользоваться банковскими услугами.

Неисчерпаемые возможности лежат в области развития и применения в банковском бизнесе современных технологий, например мобильного банкинга, бесконтактных платежей. Мощный импульс развитию финансовой розницы дала бы возможность открывать банковские счета дистанционно, без посещения офиса. Также большой потенциал для развития отрасли заложен в совершенствовании законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

В нашем банке мы движемся по пути создания финансового магазина у дома – простого, быстрого и удобного. И я уверен, что это будущее всей финансовой розницы, как в России, так и во всем мире.

Автор - председатель правления банка «Хоум кредит».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать