Торговый робот спровоцировал очередной сбой на Nasdaq

Акции Kraft Foods за минуту взлетели на 30%, так как торговая программа пыталась по миллисекундам покупать их на 11 площадках; Nasdaq отменила сделки
Daniel Acker/ Bloomberg

В прошлом году производитель продуктов питания Kraft Foods решил разделиться: в Kraft Foods Group останется бизнес по производству бакалейных товаров в США, а международный бизнес по выпуску закусок получил название Mondelez. Генеральный директор «старой» Kraft Foods Айрин Розенфелд возглавила Mondelez.

В июне было объявлено, что акции обеих компаний будут торговаться на Nasdaq (Kraft Foods входила в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи). Это вызвало некоторое удивление: у всех еще свежо было в памяти IPO социальной сети Facebook, состоявшееся месяцем ранее. Торги акциями Facebook начались с опозданием из-за того, что биржа не смогла обработать большое количество заявок на сделки. Но после начала торгов многие трейдеры и инвесторы, отменившие свои заявки, обнаружили, что биржа их не сняла; между тем акции компании после кратковременного роста пошли вниз. Против Nasdaq были поданы иски, биржа объявила о планах компенсировать инвесторам потери.

Однако руководство Kraft Foods заявило, что уверено в Nasdaq и что основные причины перехода – ликвидность и низкие расценки на бирже.

Вчера торги акциями обеих компаний стартовали на Nasdaq. Но через несколько секунд после того, как Розенфелд позвонила в колокол, открывая торги, цена акций Kraft Foods менее чем за минуту подскочила на 28,9% до $58,54, сообщает Financial Times (цена открытия была $45,55). В течение часа Nasdaq и другие электронные площадки, на которых торгуются бумаги Kraft Foods, проанализировали ситуацию, сочли сделки ошибочными и отменили те, что были проведены с 9.30 до 9.31 по цене $47,82 и выше. После этого цена вернулась на прежний уровень. К середине дня акции показывали рост на 2,2%, завершились торги на отметке $44,87 (-1,2%).

Первоначальные результаты расследования свидетельствуют, что скачок цен объясняется ошибкой в торговом алгоритме. При этом объем сделок был относительно небольшим: по данным FactSet, ни в одной сделке число акций не превышало 1000, в основном это были операции по 100-200 бумаг. По словам Эрика Хансейдера, генерального директора компании Nanex, занимающейся сбором рыночной информации, проблему, по всей видимости, создала компьютерная программа, которая пыталась купить 30 000 акций Kraft Foods, но не единым лотом, чтобы не спровоцировать сильное изменение цен, а по частям. «Сделки были распределены по миллисекундам и совершались на 11 торговых площадках», - сказал он FT. Nasdaq отказалась назвать фирму, из-за которой произошли ошибки.

«В этом проблема сегодняшней структуры рынка, в ней нет места ни для какой ошибки, - говорит Сэл Арнук, соруководитель Themis Trading и критик высокочастотной торговли (так называют компьютерные программы, которые совершают множество сделок за миллисекунды, зарабатывая на мизерной разнице в ценах, зачастую на разных площадках, где торгуется инструмент). – Эти электронные торговые системы и маркетмейкеры, занимающиеся высокочастотным трейдингом, причиняют максимальную боль на любом рынке».

Проблема компьютерных ошибок и падения доверия к рынку в последнее время вышла на первый план. На операции торговых роботов в США и Европе приходится более половины оборота (на некоторых площадках – 60-80%), а сбои стали возникать все чаще. В мае 2010 г. на рынке США произошел «моментальный обвал» (flash crash), когда индекс Dow Jones за несколько минут рухнул почти на 1000 пунктов, а потом менее чем за полчаса отыграл значительную часть падения. В ходе расследования выяснилось, что начало падения было спровоцировано одной фирмой, занимавшейся высокочастотным трейдингом, а затем многие другие такие фирмы просто прекратили торговлю и на рынке испарилась ликвидность. В августе этого года брокерская компания Knight Capital потеряла $440 млн за 45 минут из-за ошибки компьютерной программы.

Позавчера руководство Комиссии по ценным бумагам и биржам встречалось с представителями банков и компаний, занимающихся высокочастотным трейдингом, чтобы обсудить вопросы регулирования этого вида деятельности.

«Люди уже боятся работать на этом рынке. Они очень нервничают, следят за каждой сделкой», - сказал The Wall Street Journal Алан Валдес, директор по торговле в биржевом зале DME Securities. Согласно опросу, который в августе, после случая с Knight Capital, провела консалтинговая компания Tabb Group, лишь 2% из 260 респондентов – участников рынка заявили об «очень высокой» степени доверия к рыночным структурам. После flash crash в мае 2010 г. таких было 12%. А число заявивших о «низкой степени доверии» выросло за тот же период с 5 до 26%; среди опрошенных были брокеры, дилеры, поставщики технологических решений, управляющие активами и хедж-фондами.