Россия может вернуться к выпуску гособлигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний

Такую идею с инвестбанкирами обсуждает Росимущество, Минфин и группа по созданию Международного финансового центра
А. Махонин/ Ведомости

«Не далее как вчера обсуждали с инвестбанкирами вопрос о применении этого инструмента», - заявила руководитель Росимущества Ольга Дергунова на конференции «Ведомостей» «Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов». По ее словам, в дискуссию вовлечено не только Росимущество, но также Минфин и группа по созданию Международного финансового центра (МФЦ), «потому что применение любого инструмента дает мультиплицирующий эффект по другим направлениям с точки зрения законодательства и бирж, влияния на рынок».

Пока решение не принято: «Инструмент понятен, его риски понятны на каждом из этапов, но как устранять эти риски, в том числе — с точки зрения законодательства пока не очень понятно». «Не факт, что в отношении компаний, от которых зависит экономика страны, всегда лучше аукцион», - согласился президент РЖД Владимир Якунин.

Однако появление новых инструментов не может быть самоцелью, одернул всех руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин. «Надо сосредоточиться на том, как удобно и выгодно проводить приватизацию для продавца и покупателя. Если в таком процессе появляются новые финансовые инструменты — хорошо», - подчеркнул он.

Существует ряд нестандартных способов приватизации, которые Россия могла бы применить, считает главный управляющий директор UBS в России и СНГ Николас Йордан. Для этих целей только нужно понимать задачу правительства: полная продажа компании, продажа стратегической доли с целью привлечения нового, более профессионального топ-менеджмента или желание поднять деньги в бюджет. Если последнее, конвертируемые облигации — один из способов, уверен банкир.

Последний раз идея конвертируемых бондов поднималась в конце октября прошлого года на заседании Международного консультативного совета по развитию МФЦ. Тогда же эту идею поддержали президент Сбербанка Герман Греф и основатель Blackstone Group Стивен Шварцман. «Инвесторы, которые знают, что они никогда не потеряют свои инвестиции, получат дополнительную психологическую поддержку», — говорил Шварцман. Такие гособлигации могут конвертироваться в акции госкомпании обычно через три года, если же акции резко подешевеют, то инвесторы могут рассчитывать на погашение бумаг деньгами, говорил «Ведомостям» источник, близкий к Росимуществу. Идею с конвертируемыми бондами среди других вариантов предлагал рассмотреть и JP Morgan.

Занимавший тогда должность помощника президента Аркадий Дворкович говорил, что Россия может использовать схему с выпуском облигаций при приватизации госкомпаний, но ограниченно.

До февраля бывший тогда президентом Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о возможности и целесообразности выпуска госбумаг, конвертируемых в акции. В итоге 26 января тогдашний первый вице-премьер Виктор Зубков написал в письме Медведеву, что эта идея «представляется нецелесообразной», а приватизация путем прямой продажи акций является «более прозрачной и понятной инвесторам операцией».