Финансовая система Китая становится все более рыночной

Пребывавший в зачаточном состоянии сектор облигаций вдруг стал подчиняться рыночным силам, спровоцировав рост доходностей
Qilai Shen/ Bloomberg

В течение многих лет рынок облигаций в Китае существовал в своем собственном мире. Денег на нем было мало, а инвесторов - еще меньше. Тем не менее совершенно неожиданно он стал отправной точкой для построения апокалиптических сценариев развития бизнеса в стране.

Доходность пятилетних облигаций с рейтингом ААА составляет сегодня 6,25%, что почти на 175 базисных пунктов выше, чем полгода назад. Столь стремительный рост стоимости заимствований обычно означает проблемы для слишком обремененных заемщиков, поэтому неудивительно, что многие относятся к рынку облигаций в Китае с растущей настороженностью.

Может быть, китайские девелоперы и местные государственные компании, подсевшие на дешевые кредиты в последние 10 лет, в конце концов, оказались задавлены долговым бременем? Этот вопрос не учитывает одного обстоятельства, которое и стало основной причиной роста процентных ставок.

Дело не только в том, что они изначально были слишком низкими. Главное - китайский рынок облигаций на самом деле не был рынком. Он представлял собой довесок к банковской системе, будучи кредитным каналом - просто с другим названием. Местные банки скупали почти все выпуски облигаций. По оценкам, всего лишь два года назад им принадлежало 70% всех бумаг с фиксированной доходностью. Большинство эмитентов - это государственные банки и само правительство. Процентные ставки практически не менялись, и сами облигации на рынке почти не торговались. Покупатели держали их на балансе до погашения.

Рост процентных ставок по кредитам в Китае за прошедшие полгода является одним из самых очевидных сигналов, что финансовая система страны, в конце концов, становится все больше похожей на финансовые системы развитых экономик, где заемщики платят по ставкам, определяемым на рынке, а кредиторы могут рассчитывать на хорошие доходы по своим вложениям.

На протяжении долгого времени у китайцев не было никакой альтернативы размещению средств на сберегательных счетах банков под 3,5% годовых. Фактически это была финансовая повинность - наличные средства в огромных размерах выкачивались у людей по заниженной стоимости. Это привело к формированию дешевого капитала, который стал двигателем стремительного экономического роста страны, основанного на инвестициях.

Однако, судя по самому выражению “финансовая повинность”, это не то, к чему нужно стремиться, особенно в долгосрочной перспективе. Растущая зависимость Китая от кредитов свидетельствует о падении эффективности инвестиций. В 2005 г. каждый юань, выданный в кредит, вел к производству ВВП на сумму около 10 юаней. Сейчас это соотношение составляет 1:4.

Пекин пытается справиться с проблемой двумя способами. Первый и самый простой - Народный банк Китая постепенно, но неустанно ужесточает денежную политику, ограничивая приток средств в финансовую систему. Второй, более важный для развития экономики путь, заключается в том, что регуляторы двигают рынок в сторону либерализации процентных ставок, чему в значительной степени способствует развитие рынка инструментов по управлению частным капиталом. Для них создаются накопительные счета, по которым клиентам предлагаются более высокие ставки.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что на эти счета были привлечены значительные средства, и сейчас на них приходится почти 10% всех банковских депозитов. Более неожиданно то, что китайские регуляторы не заблокировали их рост. Банкиры жалуются, что распространение этих инструментов отрицательно сказывается на прибылях, однако правительство не собирается отказываться от них. С учетом повышения стоимости привлечения финансовых ресурсов у банков не остается выбора, кроме как стремиться к получению больших прибылей. “Банки продолжают держать на балансах высокодоходные облигации, - говорит Чжоу Хао, аналитик ANZ. - Зато они начали продавать безопасные, но низкодоходные государственные ценные бумаги”.

Это может стать проблемой для китайских компаний. Рост доходностей гособлигаций ведет к росту стоимости заимствований на рынке в целом. Из-за этого крупные эмитенты, включая интернет-корпорацию Baidu, отложили размещение своих бондов. Некоторые поддерживаемые государством компании, как, например, производитель химической продукции Yunwei, продают активы, чтобы иметь возможность обслуживать долг.

Проблемы, однако, испытывают не все. Многие ожидают извлечь прибыли из сложившейся ситуации. Так, например, страховщики, от которых требуется инвестировать значительную часть активов в бумаги с фиксированной доходностью, наконец, стали проявлять признаки активности. Производителям потребительских товаров будет выгодно, если домохозяйства больше заработают на сбережениях и, таким образом, увеличат расходы. Популярностью на рынке пользуются частные компании, так как банки ищут клиентов, готовых платить по высоким ставкам.

Повышение доходности облигаций говорит о том, что бизнес-сектор в Китае переживает период трансформации, а вовсе не готовится к надвигающемуся коллапсу.

Перевела Наталья Тихонова