Ситуация на долговом рынке в 2014 году осложнится, но до кризиса не дойдет

Высока вероятность, что доходность казначейских облигаций США продолжится, это может снизить интерес к вложениям в облигации на развивающихся рынках

Уходящий год оказался неоднозначным для рынков долгового капитала. С одной стороны, на фоне сохранения мягкой денежной политики крупнейшими центробанками мира у заемщиков сохранялись отличные возможности по привлечению средств на публичных рынках. В результате уже по итогам 11 месяцев 2013 г. совокупный объем выпуска еврооблигаций на развивающихся рынках превысил результат за весь 2012 год ($438 млрд против $428 млрд, по данным BondRadar). Однако большее количество успехов пришлось на первое полугодие. К середине года инвесторы стали всерьез опасаться скорого сворачивания стимулирующих мер в США, что спровоцировало рост доходности казначейских облигаций. На этом фоне долговые обязательства развивающихся стран стали демонстрировать отрицательную динамику, что обусловило отрицательный финансовый результат от вложений в эти инструменты, сделанных в начале года. Таким образом, для консервативных инвесторов уходящий год оказался не слишком успешным.

Рынок рублевых долговых обязательств также во многом разочаровал инвесторов. Оптимистичные ожидания в отношении замедления инфляции, которые были у инвесторов в начале года, не оправдались. Открытие доступа в сегмент ОФЗ для иностранных инвесторов (через Euroclear и Clearstream) не оправдало надежд ни Минфина (которому, по всей видимости, не удастся выполнить годовой план по заимствованиям), ни держателей облигаций (доходность длинных ОФЗ выросла на 50-70 б. п. с начала 2013 г.). Более того, негативные настроения на внешнем сегменте оказали серьезное воздействие на динамику курса рубля, что также не способствовало росту интереса к внутренним долговым обязательствам. Но даже несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, 2013 г. стал рекордным по объему размещенных рублевых облигаций.

Перспективы внешнего долгового рынка в 2014 г. не выглядят многообещающими. Сохраняется высокая вероятность того, что доходность казначейских облигаций США продолжит движение вверх на фоне данных, свидетельствующих о восстановлении экономики страны. Последнее обстоятельство может снизить интерес к вложениям в облигации на развивающихся рынках. В этом свете стоимость фондирования для всех заемщиков возрастет, а для некоторых, наиболее слабых с финансовой точки зрения, привлечение средств на открытом рынке и вовсе станет невозможным. Для инвесторов предстоящий год также вряд ли будет простым ввиду упомянутых выше ожиданий. Помимо этого нельзя исключать, что многие фонды, оперирующие на развивающихся долговых рынках, могут столкнуться с оттоком средств инвесторов, которые предпочтут вкладывать ресурсы в более перспективные активы.

В 2014 г., очевидно, можно ожидать уменьшения спроса на рублевые бумаги как за счет сокращения возможностей для инвестиций со стороны пенсионных фондов (ввиду перечисления сборов за 2014 г. в распределительную часть пенсии), так и со стороны банков по причине растущего дефицита ликвидности. С другой стороны, не исключено, что ЦБ РФ примет решение о снижении ключевых процентных ставок, что может создать предпосылки для снижения доходности рублевых бумаг. Не стоит также забывать о том, что международные клиринговые системы планируют начать расчеты по корпоративным облигациям в начале будущего года, что может привлечь в этот сегмент средства новых инвесторов. Тем не менее, как и на внешнем рынке, возможности для фондирования путем выпуска облигаций в 2014 г., по-видимому, сократятся, что, вероятно, может стать причиной более частого появления дефолтов во втором и третьем эшелонах. В этой связи грядущие с 1 июля 2014 г. изменения в законодательстве, направленные на защиту прав держателей облигаций, придутся как нельзя кстати.

Участников рынка долговых обязательств ждет непростой, но отнюдь не кризисный год. В его преддверии хочется пожелать всем инвесторам удачи и умения преобразовать имеющиеся возможности в благоприятный финансовый результат.

Автор - руководитель подразделения анализа долговых бумаг Sberbank CIB