ЦБ против виртуальной валюты
Использование bitcoin будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в сомнительные операции и финансирование терроризма
Центробанк предупредил организации и граждан, что считает виртуальную валюту биткоин (bitcoin) денежным суррогатом, «у которой отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты». «Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости», - посчитали в ЦБ.
Участники банковского рынка пока не готовы оценивать предупреждение ЦБ. В Сбербанке не стали комментировать заявление ЦБ. Представитель платежной системы Qiwi не видит опасности в предупреждении регулятора. «Мы не видим в данном предупреждении проблем для соблюдения законодательства об отмывании, - замечает представитель платежной системы Qiwi. - Даже если данные требования будут формализованы в поправки в законодательство и будут приняты, все операции с кошельками клиентов проводятся в рублях, и никакой иной валюты внутренней не существует». «В последние месяцы к bitcoin повышенный интерес как во всем мире, так и в России, поэтому выступление Центробанка на эту тему можно было предсказать, замечает представитель "Яндекс.Деньги", отмечая при этом: «Если будет такое требование, то технически отследить, что пополнение счета идет с помощью биткоинов, можно». Пока в "Яндекс.Деньги" такую информацию не отслеживают.
Лучше всего предупреждение ЦБ восприняли онлайн-обменники, предлагавшие конвертацию биткоинов и перевод средств на счета пользователей в Альфа-банке, "Русском стандарте", "ВТБ 24", банке «Авангард», Сбербанке и Связном-банке. На сайте онлайн-обменника metabank.ru уже появилось сообщение, что «в связи с предостережением ЦБ от 27.01.2014 обмен приостановлен до выяснения обстоятельств», и предложение обращаться по возврату переводов.
Поэтому теперь обмен виртуальных валют, например bitcoin, на рубли или иностранную валюту, а также товары и услуги будет рассматриваться ЦБ как потенциальная вовлеченность в сомнительные операции в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом ЦБ пытается преодолеть проблему конвертации биткоинов в рубли с помощью систем интернет-платежей и путем перечисления денег с виртуальных счетов на банковские.
Биткоины - «это крайне интересный глобальный эксперимент, который ломает парадигму выпуска денег, заявил в выходные агентству Bloomberg президент Сбербанка Герман Греф, написавший письмо в администрацию президента, Центробанк России и Минфин с просьбой оградить анонимные платежи в рунете от чрезмерно жесткого регулирования. По его словам, "запрет bitcoin станет колоссальным шагом назад». Эту виртуальную валюту «определенно не надо запрещать», ее «нужно изучать и, возможно, регулировать надлежащим образом», добавил Греф. Однако в ЦБ пока, видимо, не готовы согласиться с Грефом и приступить к изучению природы биткоинов. «В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», - отмечается в сообщении ЦБ.
Есть два момента: с одной стороны, фактически это полный запрет для банков на осуществление операций, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Но банки не всегда смогут определить, является ли операция сомнительной. Изначально кредитной организации не известно, откуда на счет клиента попадают деньги, которые он получил путем продажи bitcoin на бирже. По 115-му федеральному закону обязательной проверке подлежат операции, сумма которых равняется или превышает 600 000 руб. Но банк также имеет право проверять операции и ниже такой суммы, если они вызывают подозрение и осуществляются неоднократно. С другой стороны, ЦБ предупреждает банки о том, что они фактически не могут быть агентами по перечислению виртуальных валют, в том числе bitcoin, в другие организации, добавляет Парфенов.
Ситуация с признанием биткоинов в мире различается от государства к государству. Так, в ноябре комитет сената США признал использование виртуальных валют в качестве «законной финансовой услуги», минфин ФРГ назвал биткоины «вариантом частных денег», что можно использовать при «многосторонних клиринговых операциях». Налоговики Сингапура посчитали биткоин товаром, приравняв операции по его покупке и продаже к приобретению программного обеспечения или музыки. Но мнения разнятся, и уже в декабре экс-председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн объявил всю систему bitcoin не чем иным, как очередным мыльным пузырем, не имеющим никакой реальной ценности. В декабре Народный банк Китая запретил финансовым компаниям проводить операции с биткоинами, после того как рост ее стоимости в 89 раз вызвал повышенный интерес у китайских инвесторов к альтернативным платежным средствам.
В некоторых других странах власти уже начали регулировать операции с виртуальными валютами. В США поначалу тоже опасались, что bitcoin может использоваться в незаконных операциях. Весной 2012 г. сенатор Чак Шумер заявил, что биткоины - одна из форм отмывания денег. А в докладе ФБР говорилось, что эта система часто используется в криминальных целях, в том числе как инструмент для взлома кошельков других пользователей. По крайней мере один из интернет-сервисов, осуществлявших незаконную торговлю наркотиками, принимал bitcoin в качестве средства платежа, сообщало бюро. «Bitcoin также может привлекать лиц, осуществляющих отмывание денег, и других преступников, избегающих традиционных финансовых организаций и осуществляющих глобальные расчеты через интернет», - указывалось в докладе.
Поэтому весной 2013 г. США ввели антиотмывочные нормы для виртуальных валют: компании, эмитирующие их или осуществляющие в них расчеты, должны вести соответствующий учет и отчитываться о сделках свыше $10 000. Подразделение по расследованию финансовых преступлений минфина США (FinCEN) также пообещало, что все компании, получающие реальные деньги в обмен на виртуальные, а также осуществляющие сделки по поручению третьих лиц, станут объектами дополнительных проверок. К частным лицам, просто использующим виртуальную валюту для оплаты товаров и услуг, антиотмывочные нормы не применяются.
Все это не помешало председателю Федеральной резервной системы США Бену Бернанке в ноябре 2013 г. заявить, что виртуальные валюты, несмотря на риск отмывания денег и прочих финансовых преступлений, достаточно перспективны и могут быть использованы в качестве более дешевого аналога существующей системы перевода денег по всему миру. После этого цена bitcoin взлетела на $200 до рекордной на тот момент отметки $785 на бирже Mt.Gox (при этом еще в середине октября стоила меньше $150, в конце 2012 г. - $13, а в 2010 г. - $1). В конце прошлого года курс этой валюты превышал $1200.
В Норвегии к биткоинам отнеслись проще: в прошлом декабре руководитель налоговой службы Ганс Христиан Хольте заявил, что в стране bitcoin будет рассматриваться как спекулятивный актив, доходы от торговли которым будут обложены налогом на прирост капитала.
Взимать налоги с операций с биткоинами хотят также Германия (она, правда, в августе прошлого года признала эту валюту одним из способов расчетов, который может использоваться в сделках между частными лицами) и Великобритания, где bitcoin рассматривают скорее как ваучер, чем как валюту (страна уже взимает его в виде НДС, рассматривает возможность снижения налога).
А вот Народный банк Китая в декабре 2013 г. запретил финансовым компаниям проводить операции с bitcoin, публиковать ее котировки или страховать связанные с ней финансовые продукты. ЦБ сделал свое заявление после того, как рост стоимости bitcoin вызвал повышенный интерес у китайцев. Bitcoin не является валютой в реальном смысле этого слова и не имеет такого же юридического статуса, как валюта, говорилось в заявлении центробанка. При этом ограничений на транзакции с биткоинами физических лиц он вводить не стал, но подчеркнул, что они совершают их на свой страх и риск.
А вот президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф недавно высказался в поддержку виртуальных валют, включая bitcoin. «Это крайне интересный глобальный эксперимент, который ломает парадигму выпуска денег, - считает Греф, - запрет bitcoin станет колоссальным шагом назад». Эту виртуальную валюту «определенно не надо запрещать», ее «нужно изучать и, возможно, регулировать надлежащим образом», полагает он.