Страны БРИКС могут создать инфраструктурный фонд в несколько миллиардов долларов

Как стало известно «Ведомостям», страны БРИКС создают инфраструктурный фонд в несколько десятков миллиардов долларов. От России в капитал фонда войдет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)
Qilai Shen/ Bloomberg

Главный инвестор в инфраструктуру - государство. На долю госбюджетов и фондов приходится в мире свыше 65% инвестиций в инфраструктуру, пишут аналитики Газпромбанка в обзоре «Инфраструктура России: большому кораблю - большое плавание». Причины две: значительная часть инфраструктуры из-за своих социальных функций не предполагает генерирование дохода, а в проектах, где это возможно, доходность часто оказывается недостаточно привлекательной из-за высокой капиталоемкости проектов.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вместе с суверенными фондами стран БРИКС создадут инфраструктурный фонд БРИКС, рассказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. В новом фонде возможно участие и суверенных фондов из других стран, с которыми у РФПИ есть партнерские отношения, не исключил Дмитриев: например, в прошлом году РФПИ и департамент финансов Абу-Даби договорились о создании фонда объемом $5 млрд для инвестиций в российскую инфраструктуру.

Объем будущего инфраструктурного фонда пока не раскрывается - «еще не все партнеры завизировали сумму», - но речь идет о миллиардах долларов, говорит Дмитриев. По его словам, фонд будет вкладывать в акционерный капитал инфраструктурных компаний, в том числе и специальных проектных компаний, которые занимаются дорогами, портами, авиационной и коммунальной инфраструктурой. У стран БРИКС похожие возможности и проблемы в инфраструктуре - нужны инвестиции, но не хватает опытных инвесторов, которые бы качественно готовили и контролировали проекты, объясняет Дмитриев. Участие фонда в проектах позволит на $1 акционерного капитала привлечь $4-5 заемного финансирования, рассчитывает он.

Частные инвесторы обеспечивают около 35% всех мировых вложений, но основной инструмент - это облигации, указывают аналитики Газпромбанка. Инвесторы предпочитают вкладываться в инфраструктурные облигации, а не в акционерный капитал, чтобы снизить риски, объясняет топ-менеджер инфраструктурного проекта. Механизм привлечения финансирования через облигации пока плохо отработан, проекты не всегда качественно просчитаны и часто требуются госгарантии, получить которые непросто, перечисляет проблемы собеседник «Ведомостей»: «Но найти тех, кто готов взять на себя долгосрочные риски, войдя в капитал проекта, еще сложнее».

На акционерное финансирование приходится менее 2% инвестиций в инфраструктуру в мире - в 2014 г. они составили $40 млрд, указывают аналитики Газпромбанка. Но интерес к акциям растет, и именно со стороны инфраструктурных фондов, оптимистичны аналитики: за 10 лет число фондов выросло фактически с нуля до 700, а привлеченный ими капитал - с $2,4 млрд в 2004 г. до $40 млрд в 2013 г. Правда, инфраструктурным фондам пока интересны наиболее привлекательные проекты, где поддержка государства не требуется.

РФПИ и соинвесторы решились инвестировать в проекты «Россетей» и «Ростелекома», куда также будут вложены средства фонда национального благосостояния (правительство выделило для проектов РФПИ отдельную квоту в 10% ФНБ), а российско-китайский инвестиционный фонд примет участие в строительстве железнодорожного моста через Амур. У РФПИ и его партнеров масштабные планы в автодорогах, но ни одного проекта пока нет: консорциум с участием РФПИ и австралийского Macquarie Russia & CIS Infrastructure Fund не смог выиграть конкурс на участок платной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург, уступив «ВТБ капиталу». РФПИ также собирался вложить совместно с арабскими фондами до 60 млрд руб. в строительство ЦКАД, но конкурс на выбор инвестора еще не объявлен.

В России потребность в инвестициях в инфраструктуру все так же велика, но сделок немного, несмотря на заявления крупных международных инфраструктурных фондов об интересе к России, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Они нацелены на минимальные риски и достаточно высокую доходность в 16-18% годовых, но такие проекты найти не так легко, указывает он. Фонды могли бы позволить финансировать проекты с меньшей доходностью, но не делают этого и не факт, что создание фонда БРИКС с практической точки зрения кардинально изменит ситуацию с инвестициями в российскую инфраструктуру, опасается эксперт.