Инвестиции в стартапы преодолели барьер в $1 млрд

У Uber, Flipkart и Xiaomi разные модели бизнеса, но все они позволяют частным инвесторам делать ставку на развитие мобильного интернета

Стоимость уже более 40 технологических компаний превышает $1 млрд. Тем не менее новая группа предпринимателей устанавливает более высокую планку, привлекая новые инвестиции в размере более $1 млрд, кроме того, в некоторых случаях это происходит за один раунд. При этом стоимость этих компаний превышает $10 млрд. За последние пять лет этого удалось достичь всего нескольким стартапам, включая Facebook и Groupon (перед тем как они стали публичными). Но благодаря инвесторам, желающим приобрести часть новых, наиболее популярных технологических компаний, численность этой элитной группы стартапов должна быстро увеличиться.

На прошлой неделе стало известно о том, что сервис для вызова водителей Uber, который привлек $1,2 млрд в июне, ведет переговоры с инвесторами о привлечении капитала по меньшей мере еще на $1 млрд. По некоторым прогнозам, стоимость компании может превысить $25 млрд, это примерно на 50% больше, чем всего пять месяцев назад.

Flipkart, феномен интернет-торговли Индии, в июле привлек $1 млрд и также сообщил о том, что ищет дополнительное финансирование.

Китайский производитель смартфонов Xiaomi, составляющий Apple и Samsung серьезную конкуренцию в Азии и Латинской Америке, тоже собирается привлечь $1,5 млрд инвестиций. Если это произойдет, стоимость Xiaomi превысит $40 млрд и он станет одной из самых дорогих частных компаний мира, говорят знакомые с ситуацией люди.

У каждой из этих компаний разная модель бизнеса, но все они позволяют частным инвесторам делать ставку на продолжающееся развитие мобильного интернета. На фондовых рынках такую возможность найти гораздо труднее.

Всего год назад раунд венчурного финансирования в размере $200 млн считался значительным событием, отмечает Лиз Байер. Она работала в Google, когда та выходила на биржу, а теперь дает советы при проведении других IPO. Как утверждает Байер, резкое увеличение привлекаемого капитала в раундах финансирования произошло благодаря недавно принятому в США закону JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволившему компаниям значительно расширить число акционеров, не выходя на биржу. В результате этого произошли значительные структурные изменения на рынках капитала. Инвестфонды и другие инвесторы стали вынуждены поддерживать стартапы, находящиеся на поздней стадии развития, в надежде получить долю до того, как их стоимость вырастет. Они хотят не пропустить следующие Facebook или Alibaba, поэтому позволяют наиболее многообещающим компаниям привлекать миллиарды долларов частных инвестиций и откладывать проведение IPO.

Эта ситуация противоположна той, что была во время последнего технологического бума. Тогда молодые компании преждевременно выходили на фондовые рынки, а инвесторы расплачивались за это, когда котировки их акций рушились. Тем не менее в Кремниевой долине некоторые из тех, кто помнит крах доткомов в начале 2000-х гг., неспокойно наблюдают за тем, как активно идут инвестиции в технологические компании. «Всякий раз, когда «неправильные» инвесторы вкладывают огромные суммы денег в «неправильный» цикл финансирования, есть вероятность, что дела пойдут не так», - говорит один из венчурных капиталистов, пожелавший остаться анонимным.

Уже есть признаки того, что стоимость компаний завышена. Согласно представленным в августе подсчетам Deutsche Bank, если исторически после IPO компаний показатель медианы прибыльности вложений для инвесторов, участвовавших в финальных раундах венчурного финансирования, равен 38%, то в этом году - только 20%.

Как утверждают те, кто поддерживает стартапы наподобие Uber или Xiaomi, у этих компаний такие экстраординарные возможности для роста, что они нуждаются в значительном финансировании, чтобы не упустить момент. Так, Uber по всему миру сталкивается с растущей конкуренцией со стороны компаний, копирующих ее сервис. Причем некоторых из них финансируют китайские Alibaba и Tencent. А Xiaomi добилась успеха, создавая дешевые смартфоны, близкие по уровню дизайна к устройствам Apple, в то время как Samsung испытывает затруднения в этом секторе.

И у Uber, и у Xiaomi есть возможность достичь глобального масштаба, что редко наблюдалось после Google и Facebook. Как отмечает уже упомянутый венчурный капиталист, это не похоже на конец 1990-х гг., когда у технологических стартапов не было доходов, сейчас компании генерируют миллиардные денежные потоки.

Перевел Алексей Невельский