Валютное репо поддержало спрос на облигации

В I квартале упали доходности евробондов, особенно банков
В феврале – марте наибольший рост был в банковских бондах, в первую очередь у бондов госбанков/ Jewel Samad/ AFP

В I квартале инвесторы массово скупали подешевевшие российские облигации, обеспечивающие высокую доходность. «Интерес к российским евробондам был самым значительным внутри emerging markets», – говорит Сергей Гончаров из «Сбербанк CIB». На фоне минских соглашений, стабилизации нефти, укрепления рубля и понижения ключевой ставки ЦБ начался рост практически во всех секторах после сильного падения в декабре и январе, продолжает он. Сейчас доходность суверенных и корпоративных евробондов вернулась на уровни конца ноября – начала декабря, констатирует он.

«В основном росли короткие бумаги, а после стабилизации ситуации на Украине и роста рубля появился спрос и на длинные. Например, «Россия-30» вернулся на уровни августа 2014 г.», – говорит Дмитрий Постоленко из УК «Капиталъ».

В феврале – марте наибольший рост был в банковских бондах, в первую очередь у бондов госбанков. Аппетит к банковскому сектору пришел после корпоративного: банки отрезаны от зарубежных рынков капитала, говорит Постоленко. Доходность евробондов ВЭБа с погашением в 2022 г. и ВТБ-2020 с февраля снизилась более чем на 4 п. п.; «Газпром нефти» – 2023, «Вымпелкома» 2021 г. и РЖД 2022 г. упала на 2 п. п., а «Сомкомфлота»-2017 – на 6 п. п.

Весомый вклад в снижение доходностей евробондов внес спрос глобальных игроков. «В феврале мы получали огромное количество запросов от хедж-фондов (в основном американских)», – говорит Константин Немнов из TKB BNP Paribas Investment. Он заметил, что по системе Bloomberg ряд глобальных фондов, в прошлом году полностью избавившихся от российских облигаций, в январе – марте снова набирали позиции. Постоленко говорит, что основными покупателями бондов были локальные игроки (банки и управляющие компании), использующие на эти цели валютное репо ЦБ.

В апреле ожидается замедление спроса: ЦБ на прошлой неделе удвоил стоимость валютного фондирования. Спрос на последовавший за этим годовой аукцион на валютное репо составил $1,7 млрд, и банки выбрали весь лимит в $1,5 млрд. Они опасаются, что ЦБ снова поднимет ставки, объясняет Постоленко. «Если раньше был рост без оглядки на кредитное качество, просто потому что активы дешево стоили, то теперь инвесторы будут выбирать бумаги с более хорошим кредитным качеством», – говорит Гончаров.

Первый квартал оказался удачным для большинства российских активов: рубль подорожал к доллару на 8%, индекс ММВБ прибавил 16,4%, РТС – 11,4%.