Статья опубликована в № 3885 от 31.07.2015 под заголовком: Скидок три года ждут

С 1 августа в России заработает бюро страховых историй по автокаско

Через 2–3 года безаварийные водители смогут рассчитывать на снижение стоимости каско, обещают страховщики

Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 августа запускает бюро страховых историй, в него страховщики будут передавать данные владельцев полисов автокаско и ДСАГО (расширенное ОСАГО), сообщил президент РСА Игорь Юргенс. Автоматически к базе подключат всех участников рынка ОСАГО. Страховщики обязаны будут предоставлять информацию по заключению, изменению и расторжению договоров страхования и по убыткам клиентов в течение 30 дней, потом этот срок может быть сокращен, добавляет глава комитета по формированию бюро страховых историй и противодействию страховому мошенничеству РСА Сергей Ефремов.

К страховой истории будет доступ как у самого автовладельца, так и у страховых компаний. РСА обещает наладить механизм получения этой информации потребителями. По словам представителя РСА, третьим лицам эта информация будет недоступна. Именно риск утечки данных о хороших клиентах мешал созданию бюро ранее, признавали страховщики.

Цена информации

Пока не известно, в каком объеме и какую именно информацию страховщики смогут получать из базы. РСА направил запрос в Роскомнадзор, чтобы прояснить, что именно является персональными данными клиента, которые нельзя разглашать. Пользование базой не будет бесплатным для страховщиков – ценник одного запроса по клиенту пока не определен.

Летом 2013 г. депутаты внесли поправки в закон «О страховом деле», обязывающие РСА создать такое бюро к январю 2015 г., чтобы противостоять мошенникам. Но в январе система не заработала. Официально страховщики объясняли это бюрократической задержкой – Центробанк не успел в срок выпустить необходимое указание, которое бы определило требования к функционалу и информационной составляющей базы. Указание ЦБ вышло лишь в апреле, и срок запуска бюро был перенесен на август.

В отличие от ОСАГО в каско раньше не было единых для страховщиков правил страхования и перечня информации, который они обязаны вести по каждому клиенту. «Информация по заключенным до 1 августа договорам в систему не попадет – слишком разная у страховщиков велась статистика. Чтобы оценить аварийность водителей, необходимо копить ее два-три года», – говорит Юргенс. Тогда, по его словам, страховщики смогут точнее оценивать вероятность наступления страхового случая и предлагать клиентам более справедливые тарифы – аккуратные и добросовестные водители получат полисы по более низким ценам.

Сейчас историю клиента знает лишь компания, в которой он страхуется, поэтому 80% аккуратных водителей платят за 20%, которые ездят плохо, подтверждает руководитель управления андеррайтинга «Альфастрахования» Илья Григорьев. За клиентов, имеющих положительную историю, теперь будет идти борьба – все хотят безубыточных страхователей, полагает Григорьев.

У страховщиков были опасения по поводу возможной потери персональных данных клиентской базы, говорит Григорьев: сейчас по закону о защите персональных данных вся информация будет шифроваться и в один момент ее получить будет невозможно – на конкретный запрос по клиенту будет конкретный ответ. Наличие единой базы историй по каждому страхователю позволит пресекать действия мошенников, считает Ефремов. По его словам, сейчас недобропорядочные клиенты иногда страхуют по каско автомобиль сразу в нескольких компаниях и при наступлении ДТП заявляют убыток несколько раз из-за разрозненности данных страховщиков.