Банки могут потерять до 60% прибыли из-за новых технологий

Технологические компании позволяют предоставить финансовые услуги с минимальными затратами, говорится в докладе McKinsey
Технологические компании позволяют предоставить финансовые услуги с минимальными затратами/ Jordan Strauss/ AP

Технологические инновации в банковском секторе могут привести к тому, что банки в течение ближайшего десятилетия потеряют до 60% прибылей по некоторым финансовым продуктам. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на доклад консалтинговой компании McKinsey, который должен быть опубликован в среду. Технологические компании все более активно конкурируют с банками, что ведет к снижению цен на финансовые услуги и нормы прибыли кредитных организаций.

Защищая свою бизнес-модель, банкам приходится участвовать в «борьбе с высокими ставками», указывают эксперты McKinsey. Так, по их оценкам, конкуренция с новыми финансовыми технологиями приведет с падению прибыли банков от потребительского кредитования (включая, например, кредитные карты, автокредиты, но не учитывая ипотечное кредитование) на 60%, а выручки – на 40%.

Снижения прибылей и выручки в ближайшее десятилетие на 10-35% в McKinsey ожидают в таких областях, как обработка платежей, кредитование малого и среднего бизнеса, управление благосостоянием и ипотечное кредитование. «Самое значительное влияние, по нашему мнению, [технологии] окажут именно на прибыли, поскольку технологические компании позволяют предоставить финансовые услуги с минимальными затратами, а для клиентов это обернется снижением цен, – говорит соавтор доклада Филипп Херле. – Большинство атакующих не хотят становиться банками. Они хотят протиснуться между клиентом и банком и снимать сливки». 

Одна из самых известных небанковских технологий платежей – PayPal. А в последнее время на этот рынок стали выходить ведущие мировые технологические компании и производители – Apple, Samsung, Android, которые активно занялись созданием систем платежей. Хотя рынок бесконтактных платежей с помощью смартфонов еще только формируется, уже возможно оплачивать покупки с помощью iPhone и системы Apple Pay: она заработала в США с октября 2014 г., позволяет использовать смартфоны iPhone 6 и iPhone 6 Plus в качестве цифрового кошелька при оплате покупок и услуг. Партнерами Apple в этом проекте стали более 220 000 предприятий.

Google в начале сентября запустила в США платежную систему Android Pay. С ее помощью можно оплачивать товары и услуги более чем в 1 млн американских магазинов, а также в тысяче мобильных приложений, сообщало агентство Bloomberg.

В феврале этого года собственную платформу мобильных платежей, Samsung Pay, представила южнокорейская компания. Она была запущена в Корее в августе, и, по заявлению компании, результаты оказались выше ожиданий: за месяц было проведено платежей на $30 млн. В США Samsung Pay начнет работать с понедельника, затем будет введена в Великобритании, Испании и Китае.

По прогнозу исследовательской компании Forrester Research Inc., объем рынка мобильных платежей в 2015 г. составит порядка $67 млрд, а к 2019 г. - до $142 млрд.

По подсчетам аналитиков «Евросети», технологией ближней бесконтактной связи (NFC) в телефоне ежемесячно в России пользуются более 250 000 человек.

В прошлом году банки получили $1,75 трлн выручки от кредитования и продажи финансовых продуктов, подсчитала McKinsey, рентабельность капитала в этой деятельности составила 22%. Выручка от обслуживания счетов составила $2,1 трлн, а рентабельность этого вида бизнеса – лишь 6%. Прибыли всех банков достигли рекордной отметки в $1 трлн, а средняя рентабельность осталась на уровне 9,5%.

У банковской отрасли есть выбор, считают в McKinsey: «Либо банки борются за клиентов и отношения с ними, либо учатся жить без этого и становятся просто сервисом, предоставляющим услуги по обслуживанию бухгалтерских нужд». Правда, отъем технологическими компаниями прибылей и доли рынка у банков пока остается делом будущего, уточняет McKinsey: доля банков в предоставлении кредитов в мире остается постоянной в последние 15 лет.