Статья опубликована в № 4034 от 16.03.2016 под заголовком: Поправка на миллион

Страховщикам грозят миллионные штрафы за недоплаты клиентам

Правительство поддержало правки в закон, которые предусматривают санкции за некачественное оказание страховых услуг

Правительство поддержало проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих штрафы для страховщиков за некачественное оказание услуг, следует из отзыва правительства (есть у «Ведомостей»).

Законопроект в январе внесла группа депутатов, большинство – члены «Единой России». Согласно ему за нарушение сроков рассмотрения заявления о выплате, необоснованный отказ в выплате или ее занижение штраф составляет от 1 млн до 2 млн руб. За незаконный отказ от заключения договора или навязывание дополнительных услуг страховщик может быть оштрафован на 3–4 млн руб. Также предусмотрен штраф от 500 000 до 700 000 руб. за отказ, несвоевременное или не в полном объеме предоставление информации по договорам каско и ОСАГО в Российский союз автостраховщиков (АИС РСА).

Страховщики считают предлагаемые штрафы несоразмерными нарушениям. «Средняя выплата по каско или ОСАГО составляет 50 000–60 000 руб. Очевидно, что штраф в 1–2 млн руб. за задержку такой выплаты представляется абсолютно чрезмерным», – уверен гендиректор «Зетта cтрахования» Игорь Фатьянов. Штрафы заставят страховщиков строже принимать риски и увеличить тарифы, указывает заместитель гендиректора «Абсолют cтрахования» Максим Морозов.

Как штрафуют сейчас

По закону о защите прав потребителей при урегулировании убытка по ОСАГО и каско через суд страховщик платит клиенту: 1% за каждый день просрочки выплаты, потребительский штраф в 50% (от суммы выплаты) и компенсирует моральный вред. 50 000 руб. составляет штраф для должностных лиц за незаконный отказ от продажи ОСАГО или навязывание дополнительных услуг.

Пугает формулировка «необоснованный отказ в выплате или ее занижение», указывает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин: это оценочная категория и может быть установлена только судом, но суды часто идут на поводу у так называемой слабой стороны (клиент. – «Ведомости»). При нарушении сроков выплаты, например, на три дня было бы разумно оставить минимальные штрафы и установить планку не более 100 000 руб., предлагает он. По его мнению, необходимо уточнить тезис о незаконном отказе и навязывании услуг.

Для страховщиков уже есть штрафы в законе о защите прав потребителей, введен «период охлаждения» (в течение пяти дней клиент может отказаться от услуги и вернуть свои деньги. – «Ведомости»), предусмотрены сроки урегулирования убытка, контроль со стороны Роспотребнадзора не ослабевает ни на день, напоминает первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин. По обоснованным претензиям страховщики отчитываются перед ЦБ, «стимулирующе» воздействуют автоюристы, продолжает он.

Дополнительная ответственность приведет к злоупотреблениям страховых мошенников, считает вице-президент «Ренессанс страхования» Владимир Тарасов. Это непосильное бремя для страховщиков в кризис, полагает директор юридического департамента СК «Согласие» Светлана Матвеева.

Штрафы не избыточны и являются последствием нарушений прав миллионов автовладельцев, с которыми они столкнулись в течение последних пяти лет, уверен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.

Центробанк комментариев не предоставил.