Великобритания придумала альтернативу крупнейшим банкам

У них появляются конкуренты, ориентирующиеся на вкусы 20–30-летних

Банковскую лицензию уже получили Atom Bank и Tandem Bank, которые будут работать без отделений. Все операции будут совершаться онлайн, главную ставку оба банка делают на мобильные приложения.

Atom Bank уже начал работу. В апреле регуляторы одобрили его мобильное приложение для iPhone и iPad, сообщает Reuters. Через посредников он предлагает малому и среднему бизнесу сберегательные счета и кредиты. К концу года Atom Bank начнет работать с кредитками, затем – выдавать ипотечные кредиты. Со временем появится и приложение для Android. Среди инвесторов Atom Bank – испанский BBVA, заплативший 45 млн евро за 29,5% его капитала.

Tandem Bank откроется летом, но он уже начал борьбу за клиентов. Он раздаст 5% своих акций тем, кто даст ему хороший совет по поводу продуктов и стратегий, пишет Reuters. Сейчас выше вероятность, что клиент разведется, чем то, что он сменит банк, шутит основатель Tandem Bank Рики Нокс, поэтому приходится придумывать новые методы. Tandem Bank рассчитывает привлечь клиентов программой, которая, проанализировав их банковскую выписку, предложит, на чем можно сэкономить: например, сменить поставщика коммунальных услуг, или посоветует, как собрать нужную сумму на выплату по кредиту.

С кризиса 2008 г., когда Великобритании пришлось спасать Lloyds Banking Group и Royal Bank of Scotland (RBS), регуляторы постоянно повторяют, что сильных игроков на этом рынке должно быть больше. Но в 2014 г. Lloyds, RBS, Barclays и HSBC по-прежнему контролировали 77% розничного рынка и 85% рынка кредитования малого бизнеса (данные британского Агентства конкуренции и рынка; CMA).

Новички – Atom Bank и Tandem Bank постараются отвоевать у грандов в первую очередь молодых клиентов. По данным консалтинговой фирмы Accenture, более 40% британцев в возрасте 18-24 лет проверяют банковский баланс со смартфонов. “Через 10 лет банковский бизнес изменится до неузнаваемости”, – говорит Уоррен Мид из KPMG: граница между банковскими услугами и цифровой реальностью полностью исчезнет.

Чтобы зайти в личный кабинет на сайте Atom Bank, клиентам достаточно сделать селфи, пишет FT. “Посмотрите, как быстро 20-летние делают селфи, – говорит операционный директор Atom Bank Эдвард Туидди, – они любят приложения, основанные на быстрой фиксации информации, особенно изображений”.

Привычки “поколения миллениума” сильно отличаются от их предшественников, поскольку это поколение выросло со смартфонами, отмечает Нокс. Каждый третий респондент в возрасте 26-36 лет, участвовавший в исследовании Tandem Bank, говорил, что готов перейти в тот банк, который предложит лучшее мобильное приложение.

25-летний бухгалер Масео Фредерик очень редко пользуется банкоматами, никогда не заходит в отделения банков и переводит деньги с помощью мобильного приложения Pingit, разработанного Barclays, пишет FT. Он перейдет в тот банк, у кого лучше цифровой сервис, но говорит, что предпочтет обслуживаться в традиционном банке, а не в цифровом или техностартапе, потому что уже привык.

HSBC, RBS и Barclays до конца года закроют 400 отделений в Великобритании, сообщает Reuters. Из них половина – это отделения HSBC (20% его розничной сети). В конце 2014 г. на 100 000 взрослого населения страны приходилось 25 банковских отделений (данные Citigroup). Это меньше, чем в Испании (70) и Франции (38), но больше, чем в скандинавских странах (17). По оценке UBS, через пять лет от 10 386 банковских отделений в Великобритании останется половина.

В 2015 г. Barclays, HSBC, Lloyds, Royal Bank of Scotland и Standard Chartered заработали 12,4 млрд фунтов ($17,6 млрд) прибыли до уплаты налогов, при том, что Barclays, RBS и Standard Chartered зафиксировали чистый убыток. Но это не помешало пяти банкам потратить на вознаграждения и бонусы 38 млрд фунтов по сравнению с 37,9 млрд в 2014 г., говорит в исследовании KPMG (его цитирует FT).

“Думаю, банки продолжат резать расходы: закрывать отделения и сокращать рабочие места, но я надеюсь увидеть более избирательные и структурированные инвестиции в технологии, – отмечает партнер KPMG Тим Ховарт, – в 2015 г. они лихорадочно инвестировали в технологии, чтобы предложить лучшие услуги, но пока нет данных, что это помогло снизить издержки, да и подробностей об этих инвестициях мало”.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать