Китай не может вывести финансовый сектор из тени несмотря на неоднократное закручивание гаек

Власти расчищают одну зону – и тут же возникает другая
Обуздать теневой кредитный сектор Китай пытался неоднократно/ Mark-Schiefelbein/ AP

Сейчас в Китае модны трасты – компании, привлекающие средства у физлиц и корпораций и инвестирующие в бизнес, которому не дают кредиты банки, пишет WSJ. По данным Народного банка Китая, за январь – апрель трасты выдали кредиты на сумму 882,3 млрд юаней ($129,5 млрд), или в 5 раз больше, чем годом ранее. У трастов ставки по кредитам выше, чем у банков, но этот сегмент регулируется слабее, не имеет правительственных гарантий по депозитам и потому имеет возможность инвестировать в более рисковые активы.

Госкомпания Qingzhou City Construction & Investment в 2016 г. получила разрешение разместить бонды. Но ставки корпоративных облигаций в то время сильно росли, поэтому компания обратилась к Daye Trust и получила от нее 200 млн юаней на два года под 8% годовых. Своим же инвесторам Daye Trust предлагает продукты под 6,5% годовых.

«Регулирование сектора трастов плохо регламентировано, – отмечает аналитик Moody’s Джордж Сюй. – В результате трастам нетрудно скрывать, куда они инвестируют». В мае Moody’s понизило суверенный рейтинг Китая, и одна из причин этого решения – большое количество кредитов, которые замаскированы местной финансовой системой как инвестиционные продукты. В конце 2016 г. доля трастов в теневом кредитовании составляла 10%.

«Чтобы разместить бонды, нужно время», – говорит менеджер по связям с инвесторами Shimao Property Holdings Ева Лау. Shimao Property – одна из крупнейших строительных компаний Китая. Она получила разрешение на размещение бондов, но в ожидании обратилась в Xiamen Trust, которая помогает ей привлечь 1 млрд юаней. По словам Лау, Shimao Property будет размещать бонды и рассчитывает платить по ним 4,5% годовых. Небанковские организации дают ей деньги под 5,7%, банки – под 5,3% годовых за кредиты в юанях.

Обуздать теневой кредитный сектор Китай пытался неоднократно. В феврале председателем Китайской комиссии банковского регулирования был назначен Го Шуцин, перед которым стоит задача сделать теневые структуры более прозрачными, не навредив при этом рентабельности местных банков.

Теневым сектором недовольны не только крупные международные, но и местные розничные инвесторы. В 2016 г. в течение нескольких недель у головного офиса страховой Ping An Insurance митинговали граждане в белых банданах (символ смерти в Китае). Это были люди, вложившиеся в продукт Ping An, по которому она объявила дефолт. Протесты были относительно спокойными, хотя не обошлось без стычек с полицией. Но во время аналогичных протестов у Global Wealth Management был убит ее гендиректор.

«Банковская система пытается поймать кошку арканом для быка, – недавно говорил Го. – Правила не выполняются, и те, кто был ранее уличен в нарушениях, снова повторяют их». По его указанию была проведена проверка в China Minsheng Banking Corp. Она показала, что банк скрывал 1,65 млрд юаней ($239 млн), нелегально привлеченных от инвесторов, которые планировалось вложить в несуществующие продукты по управлению активами.

В конце 2016 г. размер теневого финансового сектора в Китае достиг 65 трлн юаней ($9,4 трлн). По оценке Moody’s, это в 5 раз больше, чем годом ранее, и составляет 87% китайского ВВП.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)