Китай копит плохие долги

К концу года в финансовой системе их будет $7,6 трлн
Китайское правительство хочет удвоить размер экономики страны в 2010–2020 гг. и ради этого готово мириться с ростом закредитованности/ Thomas Peter / REUTERS

Все знают, что у Китая проблема с кредитами, но часто забывают о ее размере, – сказала FT основатель аналитической Autonomous Research Шарлин Чу. – Хотя [проблема] важная в глобальном масштабе». Чу, специалист по китайской финансовой системе, сделавшая карьеру в Fitch, известна своими «медвежьими» взглядами. По ее оценке, к декабрю плохие долги китайской финансовой системы достигнут 51 трлн юаней ($7,6 трлн), в 5 раз больше официальных данных.

Плохие долги – лишь часть проблемы. Китайское правительство хочет удвоить размер экономики страны в 2010–2020 гг. и ради этого готово мириться с ростом закредитованности. По прогнозу МВФ, к 2022 г. долги нефинансовых компаний увеличатся до 290% ВВП Китая с 235% в 2016 г. «Правительство пойдет на все, чтобы достичь цели 2020 г. по ВВП, – говорится в докладе МВФ. – Но международный опыт показывает, что выбранный путь опасен, поскольку увеличивает риск жесткой посадки».

Некоторые экономисты полагают, что кредитный бум кончится событием, сопоставимым с банкротством Lehman Brothers, другие ждут продолжительной стагнации, как случилось в Японии. Есть и те, кто считает, что китайское правительство удержит ситуацию под контролем и даст экономике развиваться, не допустив катастрофы на кредитном рынке.

«Если будет коллапс в экономике, конечно, будут и огромные кредитные убытки, – говорит экономист по Китаю Gavekal Dragonomics Чень Лун. – Вопрос в том, будет ли коллапс».

Пока экономисты спорят, китайские граждане спешат воспользоваться доступными кредитами. Розничные банки и теневые кредиторы присылают агентов в торговые центры, на кассы магазинов и даже парковки – они предлагают мгновенные потребкредиты. Линь Вэньцзе (31 год) выбирал смартфон в магазине Samsung, когда к нему подошла представитель Home Credit. Она предложила ему ссуду, чтобы Линь смог купить телефон с большей памятью. Таких агентов у кредитных организаций сотни тысяч. Они предлагают кредиты на телефоны, электронику и даже машины.

Коллекторы-стриптизерши

14 пожилых китаянок приговорены к тюремному заключению за агрессивные методы при взыскании долгов, сообщает FT. Эти женщины работали на коллекторское агентство в провинции Хэнань. Агентство завербовало их во время бесплатного занятия по танцам в 2013 г. Многие из женщин были безработными, а агентство платило им по $30 в день и бесплатно кормило. «Мне нечем было заняться, – рассказывает Гао Юнь. – И я отнеслась к этому как к развлечению». «Банда бабушек» пользовалась громкоговорителями, чтобы заставить должников вернуть деньги. Некоторые вырывались от них с синяками и в буквальном смысле оплеванными. Мужчины жаловались, что бабушки начинали прилюдно раздеваться, чтобы заставить их расплатиться с кредитором. «Ростовщики часто используют такие методы, – говорит юрист Хань Чуаньхуа. – Нападают на человека, окружают его, приходят к нему на работу и отказываются уходить».

«Раньше в Китае было не принято брать большие долги, к этому относились плохо, – говорит профессор финансов China Europe International Business School Оливер Жуй. – Но молодежь, поколение миллениума, готова брать кредиты, чтобы радовать себя прямо сейчас». Три года назад Китай открыл доступ на рынок потребкредитования всем желающим. «Еще несколько лет назад такого сектора экономики просто не было, – вспоминает Ховард Лю, основатель пекинской MeiLi Finance Group (15 000 агентств по всей стране). – До 2014 г. за это можно было сесть в тюрьму, только банки могли давать кредиты». Счет компаний, выдающих розничные кредиты, идет на тысячи, говорит Лю, и среди них все больше предлагают кредиты онлайн.

Просроченные кредиты тоже продаются, и этот рынок становится все горячее. В среднем такие ссуды можно купить за 50% номинала, рассказал Bloomberg партнер PwC Виктор Йонг, для международных рынков это довольно дорого. С 2015 г. китайские просроченные кредиты подорожали с 30 до 50% номинала. «Сейчас огромное число покупателей борется за ограниченное предложение просроченных кредитов, – говорит гендиректор гонконгской Belos Capital Хансон Вонг. – Но при таких ценах заработать на плохих кредитах трудно».

На плохие кредиты есть спрос у иностранных инвесторов. С 2014 г. их покупали Oaktree Capital, Lone Star Funds и Goldman Sachs. «В 2016 г. в Европе было продано $170 млрд безнадежных кредитов, и, хотя это гораздо больше, чем в Азии, размер сделок и доходность в Ирландии и Испании сокращаются, – рассказал FT Джонатан Дэниел из токийской Deloitte Tohmatsu. – И поэтому инвесторы обращают все больше внимания на Азию и особенно Китай».

На интернет-платформе Taobao (китайский аналог eBay) можно купить не только детские подгузники и корм для животных, но и плохие кредиты. Ежедневное предложение составляет 1 млрд юаней, пишет Bloomberg. Среди последних предложений – портфель из 118 безнадежных ссуд, выданных компаниям провинции Юньнань, вилла и недвижимость в центре Пекина, которые банки забрали у заемщиков за дефолты. «Финансовые технологии и электронная коммерция в Китае достигли больших высот», – констатирует главный экономист по Азии BBVA Ся Ли.