На чем Сбербанк будет зарабатывать в ближайшие годы

Самый быстрый рост планируется в кредитовании населения
Сбербанк сделал ставку на розницу два года назад, когда готовил новую стратегию на смену прежней, до 2018 г./ Максим Стулов / Ведомости

Розничное кредитование в 2018–2020 гг. станет одним из самых быстро растущих сегментов, прогнозирует Сбербанк. «В первую очередь очень быстро будет развиваться розничный сегмент. Два продукта, которые, по нашему мнению, будут иметь ключевое значение, – это ипотека и кредитные карты», – рассказал на дне инвестора в Лондоне президент госбанка Герман Греф.

Из его презентации следует, что в России розничные кредиты (включая ипотеку) до 2020 г. будут расти на 11,5% в год: с 10,9 трлн до 15,1 трлн руб. Это почти вдвое быстрее, чем корпоративное кредитование: «В среднем, скорее всего, не ниже 6% будет складываться рост корпоративного сектора», – сказал Греф. Кредиты компаниям к концу 2020 г. вырастут с 34,8 трлн до 41,3 трлн руб., говорится в презентации.

Банк рассчитывает, что его кредитный портфель за три года вырастет на 30%. Самыми перспективными с точки зрения дохода направлениями финансовый директор Сбербанка Александр Морозов назвал ипотеку, кредитование малого бизнеса и кредитные карты.

Герман Греф
председатель правления Сбербанка

Я не верю в банки. Если вы мне скажете, что нужно строить банк, тогда это не я и не наша команда.

– заявил, представляя инвесторам стратегию на 2018–2020 гг.
Греф считает главными конкурентами технологические компании. Подражая их менеджерам, Греф и его команда выступали перед инвесторами в джинсах и футболках и призвали всех присутствующих снять галстуки. 
Каждый год в Кремниевой долине Сбербанк задавал вопрос Google, Apple, Amazon и Facebook, не собираются ли они пойти в банкинг. По словам Грефа, эти компании обычно отвечали, что банковский бизнес чрезмерно зарегулирован и они не могут представить, что у них в офисе появятся чиновники из надзорных ведомств. «Ребята, расслабьтесь», – говорили они. В этом году их ответы были не так убедительны, сказал Греф. Facebook уже зарегистрировал банк в двух юрисдикциях, одна из них европейская. Не за горами времена, когда Google и Amazon зарегистрируют Amazon Finance и Google Finance, предсказывает Греф. Это может произойти уже в следующем году, и Сбербанк хочет быть к этому готовым.

Ключевым источником фондирования для банка останутся розничные депозиты. Более медленный рост пассивов Морозов объяснил тем, что банк избавляется от избыточной ликвидности.

Сбербанк сделал ставку на розницу два года назад, когда готовил новую стратегию на смену прежней, до 2018 г. В рознице банк ставил цель нарастить долю до 42,8% (сейчас – 40,2%). Тогда Морозов уточнял, что розница обеспечивает большую диверсификацию, а основным драйвером роста этого сегмента станет ипотека.

Госбанк менял цель и по фондированию: ранняя версия стратегии предполагала увеличение доли банка на рынке корпоративных депозитов до 30,1%, потом банк поставил цель к 2018 г. сократить ее с 24,7 до 24,3%. К ноябрю доля сократилась до 21,7%. Сбербанк решил сконцентрироваться на розничных депозитах: к 2018 г. он намерен занять 46% рынка (на 1 ноября – 45,8%) вместо планировавшихся 43,7%.

Население постепенно уходит от наличных, а клиентское обслуживание переходит в дистанционные каналы и, скорее всего, именно поэтому в необеспеченном кредитовании Сбербанк делает ставку на кредитные карты, говорит зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко: на кредитках банки зарабатывают больше. И если Сбербанк, лидер российского рынка корпоративного кредитования, делает такой акцент на рознице, то это сигнал всему рынку, считает Степаненко.

Морозов указал, что постепенно процентная маржа банка будет снижаться, к 2020 г. на 20% (сейчас 6%). Валовая доходность портфеля составляет около 16% годовых, это «довольно много для такого банка, как «Сбер», говорит аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Доля Сбербанка в рознице – свыше 40%, продолжает он, и у него довольно консервативный подход к заемщикам. Он в основном дает кредиты зарплатным клиентам, рассказывает Васильев.

Сбербанк в стратегии сделал ставку на розничный сегмент, рост которого наиболее вероятен, отмечает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Будет ли корпоративный сегмент расти теми же темпами – неизвестно, в этом вопросе Сбербанк более консервативен. Многие решения, которые сейчас разрабатывает банк, заточены под розничный сегмент, это даст банку дополнительные преимущества.