Банки стали платить больше новым клиентам

Им часто предлагают лучшие условия вложений, чем лояльным вкладчикам
Новым вкладчикам иногда платят больше остальных /Денис Абрамов

Многие банки традиционно предлагают улучшенные условия вложений отдельным категориям вкладчиков, например пенсионерам, зарплатным клиентам, бюджетникам, а также тем, кто открывает вклад дистанционно – через банкомат, интернет или мобильный банк. Для них ставка рублевого вклада обычно выше на 0,25–0,5 процентного пункта (п. п.), чем для остальных клиентов, а валютного – на 0,05–0,15 п. п.

Прежде многие банки охотно поощряли лояльных клиентов: те, кто имел в них вклад, получали повышенный процент, открывая еще один. Но в последнее время стало модно приплачивать людям, у которых нет вклада или счета.

Теперь отдельные банки активно привлекают именно новых клиентов, предлагая им вклады с повышенной ставкой, говорит первый зампред правления «Русского стандарта» Евгений Лапин.

Такие вклады стали все чаще появляться в конце прошлого года, после решения о санации банка «ФК Открытие» и Бинбанка, когда не разобравшиеся в ситуации вкладчики принялись выводить из них средства.

К примеру, осенью Газпромбанк предложил новым клиентам вклад на сумму от 300 000 руб. «Двери открыты» сроком три месяца, а «Юникредит банк» – вклад «Ю» на сумму от 500 000 руб. сроком 181–368 дней (для тех, кто два года не имел в нем вкладов). Также в «Юникредите» уже несколько месяцев действует вклад для новичков «Второй» на сумму от 1 млн руб.

В январе специальный вклад для новых клиентов «150 лет надежности» на семь месяцев появился в Росбанке, а до Нового года в нем действовала надбавка для новичков в размере 0,6% годовых к полугодовому вкладу.

Свой продукт для новых вкладчиков есть и у банка «Зенит». Традиционно промовклады новым клиентам предлагает Ситибанк.

Ставки всех этих вкладов выше базовых при прочих равных условиях – надбавка варьируется от 0,25 до 2 п. п.

А вот Райффайзенбанк с декабря предлагает новым клиентам (тем, кто на момент открытия счета не пользуется никакими продуктами банка) накопительный счет «Высокий процент» с начислением 8% годовых на остаток до 100 000 руб. и 6% годовых на суммы от 100 000 до 10 млн руб. Зарплатные клиенты могут открыть накопительные счета лишь под 5% годовых, все остальные – под 4,5%. До этого банк ограничивался только разовыми акциями для новичков, сообщил его представитель.

«В классическом маркетинге, как правило, предлагаются одинаковые условия для действующих и новых клиентов. Выгоднее удержать старого клиента, чем привлечь нового», – удивляется директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков.

Время от времени у банков просыпается интерес к специальным вкладам для новых клиентов, это помогает поддержать базу пассивов и привлечь еще вкладчиков, констатирует гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. По словам Лапина, банки рассчитывают пополнить базу новыми клиентами, чтобы предложить им и другие банковские продукты.

«Основная причина, почему банки предлагают повышенные ставки только новым клиентам, – банкам невыгодно повышение для всех. Иначе старые вкладчики также захотят переложиться в продукты с более высокими ставками, что увеличит расходы на привлечение», – объясняет главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. В Сбербанке специальных условий для новых клиентов нет.

Предложения для новичков обычно неплохо работают и выполняют свою функцию привлечения вкладчиков, считает Грибанов. «Если «поймать» клиента в удачный момент, когда у него закончится вклад в другом банке и он будет искать новые возможности для вложения, его вполне может заинтересовать даже короткий вклад с более высокой ставкой. А после есть вероятность, что он останется с банком», – заключает он.