Компания Рустама Тарико не советует заниматься банковским бизнесом

Она уговаривает владельцев дефолтных облигаций Russian Standard Ltd не забирать 49% акций банка «Русский стандарт»
Компания Рустама Тарико не советует инвесторам забирать 49% акций банка «Русский стандарт»/ Евгений Разумный / Ведомости

Во вторник, 6 марта, компания Рустама Тарико Russian Standard Ltd провела переговоры с держателями облигаций на $545 млн, обеспеченными 49% акций банка «Русский стандарт». Еще осенью компания допустила по ним дефолт, не выплатив купон, и предложила инвесторам обсудить реструктуризацию долга. «Ведомости» ознакомились с аудиозаписью телеконференции, ее подлинность подтвердил один из инвесторов, участвовавших в разговоре.

Обсуждались два варианта реструктуризации, которые компания предложила рассмотреть инвесторам перед началом переговоров. Первый предполагает выкуп бумаг за 25% от номинала. Второй – за 20% от номинала плюс предоставление права на выплаты по акциям банка «Русский стандарт», которые будут привязаны к его финансовым результатам.

Инициативная группа, которая собрала 27,5% держателей выпуска, тогда назвала предложение Russian Standard неприемлемым и сообщила, что намерена истребовать залог.

Новых предложений представитель Russian Standard в ходе телеконференции держателям не сделал. Его речь свелась к обоснованию наиболее выгодного варианта реструктуризации долга для инвесторов.

Держателям лучше получить 25% от номинала бондов, чем взыскивать 49% акций банка «Русский стандарт», следует из заявления представителя компании во время переговоров. Заложенная по бондам доля в банке «Русский стандарт» стоит от $50 млн до $70 млн, сказал он, а это соответствует примерно 10% от выпуска облигаций компании. По его словам, Russian Standard Ltd предлагает инвесторам получить значительно больше – 25% от номинала бондов, т. е. $136,3 млн. Кроме того, взыскание залога – процесс длительный и трудный, разбирательства в российских судах могут занять больше года, говорил представитель эмитента. Также инвесторы окажутся акционерами банка, а на российском банковском рынке сейчас «сложная ситуация», аргументировал он, указав также на то, что не все инвесторы смогут войти в капитал банка из-за регуляторных ограничений.

Восстановление банка «Русский стандарт» проходит медленнее, чем ожидалось, сообщил представитель Russian Standard Ltd. Банк по-прежнему не платит дивиденды своему акционеру, из-за чего тот не может перечислить средства Russian Standard Ltd для выплат держателям облигаций. А если банк заплатит дивиденды, то нарушит нормативы, объяснил он, заключив, что в ближайшие годы банк, скорее всего, платить дивиденды не сможет.

Наследственная реструктуризация

Russian Standard – техническая компания и формально не связана с банком. Она стала эмитентом бумаг в 2015 г., когда в результате убытков «Русский стандарт» чуть не потерял капитал и держатели его субординированных бондов на $550 млн согласились на реструктуризацию. Тогда инвесторы получили досрочные выплаты в размере 18% номинала, а на оставшуюся сумму Russian Standard выпустила новые еврооблигации. Теперь переговоры идут о реструктуризации и этих бумаг.

Держатели облигаций свои позиции в ходе телеконференции не высказывали.

Инициативная группа инвесторов в течение трех недель намерена начать процесс изъятия залога, заявил ее представитель «Ведомостям». Единственный способ этого избежать – заплатить купон в 6,5% по бондам, сообщил он. Дефолт по бумагам Russian Standard Ltd допустила еще осенью 2017 г.

Инициативная группа может заблокировать предложения эмитента по реструктуризации, указывает советник Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин. В этих условиях у эмитента остается немного вариантов, говорит он: компания может попытаться договориться с этой группой либо с отдельными держателями внутри нее. Также эмитент может попытаться выкупить бонды на аффилированные или дружественные структуры, чтобы сформировать большинство, добавляет Лотфуллин.

Капитал банка «Русский стандарт» по МСФО за III квартал 2017 г. составляет 15,7 млрд руб., или около $240 млн, говорит гендиректор компании «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина. С учетом рыночного мультипликатора и скидки за неполный контроль стоимость 49% «Русского стандарта» составляет $60–85 млн, оценивает она. «При этом необходимо понимать, что оценка стоимости пакета акций банка, которая была названа представителем компании, – это часть переговорной позиции эмитента, поэтому она не выглядит сильно заниженной», – отмечает Синогейкина. В большинстве случаев рыночная стоимость российских банков оценивается существенно ниже капитала, говорит аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков: сейчас выручить больше половины капитала за них крайне сложно.

«В таких переговорах позицию держателей бондов усиливает возможность обменять долг на собственность, которая может позволить инвесторам добиться хоть какой-то справедливости», – полагает гендиректор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев. Владельцам бондов неинтересно управлять банком, но иногда проще получить в собственность банк и искать ему других управляющих, считает он.

Представитель холдинга Roust сообщил, что передал вопросы «Ведомостей» Тарико, но ответа на них не последовало.