Как избавить семью от битв за наследство

Что следует предусмотреть, планируя передачу имущества следующему поколению
Не умереть без завещания/ Александра Зотова / Ведомости

Легендарная американская певица Арета Франклин умерла в августе, не оставив завещания. Теперь четверым ее сыновьям и другим членам семьи предстоит нетривиальная задача: определить размер ее состояния (а оно может достигать $80 млн) и поделить его. Изнурительный процесс, как ожидается, продлится годы.

Франклин – не единственная звезда, не оставившая ни намека на то, как следует распорядиться ее состоянием. Смерть певца Принса в 2016 г. спровоцировала драматичные судебные разбирательства и появление до того никому не известных людей, которые назывались его женой, ребенком, сестрой, братом или дальним родственником. В конечном счете судья постановил: поделить многомиллионное состояние Принса между его родной сестрой и пятью сводными братьями и сестрами.

А богатство британской певицы Эми Уайнхаус унаследовали ее родители. На период рассмотрения вопроса о наследстве отец Эми, которая умерла без завещания в 2011 г., был назначен управляющим ее имуществом.

Неудивительно, что богатые знаменитости далеко не всегда оставляют завещание, говорят управляющие благосостоянием. Так же поступают миллионы людей по всему миру: одни считают себя еще слишком молодыми, чтобы задумываться о составлении завещания, другие слишком заняты. Богатые семьи грешат тем же.

«Многие богатые люди не хотят думать о смерти, поэтому откладывают написание завещания, – говорит Джордж Булл, старший налоговый партнер RSM UK. – Но его отсутствие порождает множество проблем. Конечно, есть соблазн сказать: «Это будет не моя проблема, я уже буду мертв», но ваша семья не поблагодарит вас за то, что заставили ее разбираться с проблемой, которую могли решить сами».

Если человек умер, не оставив завещания, делить его активы будет государство. И даже если суд назначит управляющими вашим имуществом людей, которых вы выбрали бы сами, на раздел активов могут уйти годы.

Особенно много проблем возникает у семей, где есть приемные дети или когда супруги не зарегистрировали брак. Если один из таких супругов умирает, другой не получает прав на его (ее) активы вне зависимости от того, как долго они состояли в отношениях.

Сколь бы архаичным ни казалось это правило, без завещания вашему партнеру не будет причитаться ничего, даже если вы десятилетия прожили в любви и согласии. Ваши имущество и активы будут переданы тем, кто по закону считается ближайшими родственниками, включая детей, братьев и сестер, родителей.

Крис Гроувз, партнер юридической фирмы Withers, говорит, что встречал многих богатых людей, не писавших завещание потому, что они боялись думать о смерти. Но для состоятельных семей отсутствие завещания создает особенно сложные проблемы. «Чем больше денег, тем сложнее наследство, надо платить больше налогов, и выше вероятность, что члены семьи будут пытаться предъявить права на состояние. Иными словами, жди наследственных споров», – говорит Гроувз.

Особенно сложным процесс дележа может оказаться для многонациональных семей, добавляет он: активы и налоговые обязательства могут быть связаны с разными странами и потребуются значительные усилия, чтобы распутать замысловатые схемы таким образом, чтобы избежать лишних налоговых выплат. «Решение всех этих вопросов можно сильно упростить, всего лишь написав завещание», – говорит Гроувз.

Число семей, обращающихся в суд для решения наследственных споров, растет. Только в Великобритании в 2016 г. в Высокий суд было подано 158 таких исков. Это на 36% больше, чем в 2015 г. (116 исков), и в 10 раз больше по сравнению с 2005 г., когда их было всего 15. Часто в таких случаях родители подают в суд на детей – или наоборот, претендуя на активы умершего родственника, который не объявил свою последнюю волю.

Как отмечает юридическая фирма Nockolds, современные семьи имеют все более сложный состав, поэтому на собственность часто может претендовать много людей. Также растет риск, что некоторые потенциальные бенефициары почувствуют себя обделенными и обратятся в суд.

Гроувз приводит в пример своего клиента, который умер, оставив жене состояние в 3 млн фунтов ($3,8 млн). У них не было детей, и хотя ей советовали составить завещание, она умерла через несколько лет, не сделав этого. Последние годы она провела в доме престарелых, и единственным общавшимся с ней человеком, за исключением ее бухгалтера, была сводная сестра покойного мужа. Но согласно правилам наследования эта женщина не получила ничего, а все состояние досталось внучатым племянникам умершей.

Когда австралийский актер Хит Леджер умер в 2008 г. в возрасте 28 лет, у него было завещание, в котором он всё оставлял своим родителям и сестрам. А вот свою маленькую дочь Леджер не успел включить в завещание.

Смерть без завещания также может вызвать неразбериху в небольших компаниях. Например, малому бизнесу может грозить банкротство, если после смерти основателя или директора компании ни у кого не останется права подписи, чтобы разрешать платежи или вести повседневный бизнес.

Но и составляя завещание, люди могут допустить ошибки, отмечает Джейми Кокс, управляющий партнер консалтинговой фирмы Harris Financial Group.

По словам Стивена Флетчера из банка Arbuthnot Latham, специализирующегося на управлении частным капиталом, составление завещания сложно, поскольку отношения в семье могут сильно измениться, особенно когда речь идет о деньгах. Поэтому он настоятельно призывает иметь гарантии, которые обеспечат защиту активам и минимизируют риск семейных конфликтов и двусмысленностей в тексте завещания. «Главное – начать планирование заранее, чтобы было время подумать, кому вы хотите оставить свои активы, должны ли бенефициары получить доступ к прибыли либо капиталу, хотите ли вы оставить наследие будущим поколениям», – говорит Флетчер.

Чтобы устранить двусмысленность, необходимо четко пояснить свою волю всем вовлеченным сторонам, отмечает он: «Периодически просматривайте свое завещание, и после важных жизненных событий, например рождения внуков, следите за тем, чтобы выгодоприобретатели и исполнители вашей воли имели четкие инструкции».

Перевели Михаил Оверченко и Алексей Невельский