Банки и платежные системы массово обновляют условия платежей картами этим летом

Какие операции позволят получить повышенный кешбэк в том числе за рубежом
Особенно активно этим летом банки пересматривают программы с кешбэком /Максим Стулов / Ведомости

Рынок банковских карт Московского региона исчерпал возможности роста за счет привлечения новых клиентов, говорят банкиры. Дальнейший рост возможен лишь за счет конкуренции за существующую клиентскую базу, говорит директор департамента по розничным продуктам МКБ Алексей Охорзин, поэтому банки активно «корректируют условия карточных продуктов, исходя из новых реалий».

Банки стали чаще преобразовывать программы лояльности, в течение последнего года это сделали все крупнейшие игроки, делится наблюдениями проектный лидер исследовательской компании Frank RG Анна Стогниенко.

Особенно активно этим летом банки пересматривают программы с кешбэком. Не отстают от них и платежные системы. Многие изменения особо порадуют отдыхающих и путешественников.

Доход по сезону

Ряд банков скорректировали условия начисления кешбэка по действующим картам. Например, с 1 июля держатели дебетовой карты «#Непростокарта» банка «Возрождение» получают кешбэк до 5% в категории «Путешествия». Она включает в себя покупку авиабилетов, бронирование отелей, услуги туристических агентств. Для получения повышенного кешбэка не важно, как именно оплачивалось путешествие – на сайтах авиакомпаний и отелей, через агрегаторы или непосредственно в гостинице и авиакассе, подчеркивает зампредседателя правления «Возрождения» Наталья Шабунина. Две другие категории повышенного кешбэка по «#Непростокарта» – «АЗС» и «Рестораны» – действуют постоянно (лимит начисления по ним – всего 1000 руб. в месяц).

«Русский стандарт» с 1 июля несколько изменил программу лояльности RS Cashback: клиент раз в квартал может выбрать три категории повышенного кешбэка из семи предложенных банком (ранее – из пяти) – «Аптеки», «Автомойки», «Ювелирные украшения», «Бытовая техника», «Детские товары», сообщили в банке. Кешбэк в баллах в этих категориях составит 5–10% в зависимости от уровня карты.

Добавил новые категории для начисления повышенного кешбэка и Росбанк (карта «#Можновсе»). С 1 июня таких категорий 11 вместо семи, новые – «Цветы», «Геймерам» (игровые сервисы, онлайн-игры), «Отдых и развлечения» (аттракционы, зоопарки, театры, кино и др.), duty free по всему миру. Клиент может выбрать 1–3 категории в зависимости от премиальности карты; бонусный кешбэк по ним – 1–10% в зависимости от ежемесячных трат.

В июне банк «Восточный» обновил бонусную программу «Кешбэк» для кредитных карт. По ней клиент также сам выбирает категорию повышенного бонуса из пяти предложенных банком, менять ее можно каждый месяц. В частности, банк увеличил с 3 до 5% кешбэк в категории «За рулем» (такси, каршеринг, парковки) и добавил в нее автомойки. Кроме того, в этой категории еще 10% кешбэка полагается за покупки на АЗС. Также банк расширил категорию «Онлайн-покупки»: теперь сюда входят любые покупки в интернет-магазинах (ранее – только одежда и обувь). Но кешбэк за «Онлайн-покупки» с июня снижен с 5 до 3%. Новые условия действуют и для ранее выпущенных карт. А в августе «Восточный» собирается запускать новую дебетовую карту с похожей программой лояльности, заявил представитель банка. Категорий повышенного кешбэка на выбор в ней будет четыре вместо пяти, не будет опции «Тепло» с ЖКХ, аптеками и билетами на транспорт.

По словам исполнительного директора кредитно-карточного бизнеса «Русского стандарта» Ростислава Яныкина, банк увеличил количество категорий для выбора ради повышения лояльности клиентов. Предложение новых категорий направлено на увеличение трат клиентов, добавляет Шабунина.

Раздать карты

Ряд банков недавно выпустили новые карты с кешбэком. Например, с начала июня банк «Открытие» выпускает дебетовые карты Opencard с новой программой «Друг». По ее условиям клиент сам выбирает способ начисления бонусного кешбэка: за любые покупки или за траты в одной из четырех категорий. В первом случае кешбэк в зависимости от оборота по карте, остатков на счетах, используемых операций составит 1–3%, во втором – 1–11%. Среди категорий повышенного начисления – «АЗС и транспорт», «Кафе и рестораны», «Отели и билеты», «Аптеки и салоны красоты».

Новые дебетовые и кредитные карты «Вездедоход» с программой лояльности с июня вывел на рынок «Почта банк». Клиент получает по дебетовой карте кешбэк 3% за покупки в аптеках, ресторанах, кафе, магазинах одежды и обуви и 1% – за остальные покупки. «Кешбэк по карте «Вездедоход» рассчитывается в баллах, а затем 10-го числа месяца, следующего за месяцем покупок, баллы конвертируются в рубли 1 к 1 и выплачиваются на карточный счет клиента», – объяснил представитель «Почта банка». Лимит кешбэка – 5000 руб. в месяц. У кредитной иные условия: ее обладатель получает такой кешбэк только на первые потраченные 30 000 руб. в месяц, а на последующие потраченные деньги кешбэк увеличивается: 2% – за все покупки, 5% – в категориях.

В июле Газпромбанк предложил дебетовые и кредитные умные карты с новым подходом к начислению кешбэка: клиент автоматически получает повышенный кешбэк в одной из девяти категорий покупок, где потратил больше всего денег за предыдущий месяц. В зависимости от суммы покупок такой кешбэк составит 3–10% по карте «Универсальная» и 7–15% – по карте «Премиум».

МКБ запустил дебетовую «Москарту» стандартного и премиум-уровня. Держателям предоставляются категории повышенного кешбэка на выбор клиента (две – для стандартной, три – для премиальной карты). По ним полагается балльный кешбэк 5 и 7%, лимиты начисления – 3000 и 20 000 баллов соответственно. За остальные покупки – кешбэк 1%. Накопленными баллами можно компенсировать покупку, совершенную в прошлом месяце, по курсу 1 балл = 1 руб.

Чтобы не сокращать ставки кешбэка и не уменьшать количество категорий повышенного начисления, банк предпочел выплачивать вознаграждение бонусами, а не напрямую деньгами, объяснил Охорзин.

Отказ от кешбэка деньгами у многих банков связан не только с желанием сэкономить на выплатах клиентам (часть не использованных клиентом бонусов может сгореть), но и с попыткой улучшения коммуникации с клиентом и кросс-продаж, считает Стогниенко: «Каждый раз, когда клиент обращается к программе за конвертацией бонусов, у банка есть возможность обратиться к клиенту с сообщением, вопросом, предложением новых услуг».

По ее словам, банки научились эффективно управлять программами лояльности, с одной стороны, делая выгодное предложение клиенту, а с другой – поощряя правильное, с их точки зрения, поведение держателя карты. Поэтому, по ее словам, у программ лояльности появляется больше дополнительных условий лучшего вознаграждения: зависимость кешбэка от размера покупок, отсутствие просрочек по кредитным картам, траты в одной категории не более определенного процента от всех покупок и т. д.

Системные привилегии

Платежные системы также подготовили приятные летние предложения держателям своих карт. Например, в рамках акции до 30 августа по картам Visa россиянам положен денежный кешбэк 3% за покупки в зарубежных ресторанах и кафе, а также магазинах продуктов, одежды и обуви, аксессуаров, парфюмерии и косметики, аптеках. Деньги должны вернуться на карты клиентов в течение четырех недель после покупки, следует из условий акции Visa. Правда, сумма кешбэка ограничена: максимум можно вернуть 750 руб. с одной покупки и не более 3000 руб. за все время акции. Для участия в ней нужно зарегистрировать карту на странице акции на сайте Visa.

С начала июля Mastercard запустила программу «Наслаждайтесь летом в городе», которая дает держателям ее карт скидки 10–25% в определенных театрах, кино, ресторанах, на лекциях и поездках на такси, рассказал представитель платежной системы. Не всегда скидка предоставляется автоматически при оплате на сайтах партнеров Mastercard: например, чтобы сэкономить 10% на билетах в театр «Сатирикон», нужно сначала заполнить форму на сайте Mastercard, получить промокод и потом воспользоваться им в онлайн-кассе театра. Ряд скидок доступен ограниченному кругу клиентов Mastercard. Например, скидка 15% в «Яндекс.Такси» действует только для тех, кто платит платиновыми или премиальными картами и только за поездки по тарифам «Бизнес», «Премиум» и «Ультима» лишь в нескольких городах России, включая Москву и Санкт-Петербург.

Кроме того, летом у Mastercard появились новые предложения специально для путешественников с ее картами. «Одно из них – кешбэк 8% на Booking.com при оплате бронирования и проживания (действует до 31 декабря)», – делится представитель системы. Также сейчас держатели карт категории Platinum и выше от Mastercard могут воспользоваться бесплатными интернетом и мобильной связью в роуминге в сети «Мегафон» (до 15 октября) и бесплатным интернетом в роуминге в сети «Билайн» (до 15 февраля) в нескольких десятках стран. Абоненты «Мегафона» в зависимости от уровня карты получат бесплатный интернет на 3–20 дней, «Билайна» – в размере 1–3 гигабайта на время действия акции. Для этого они должны подключить услугу автооплаты мобильной связи с помощью карты Mastercard.

Акции для путешественников подготовила и национальная платежная система «Мир» – кешбэк 2–6% на бронирование билетов и гостиниц через онлайн-сервисы Ostrovok.ru (до 15 августа), OneTwoTrip (до 7 октября) и «Яндекс.Путешествия» (до 21 декабря, только ж/д билеты). Чтобы получить этот кешбэк, нужно быть зарегистрированным в программе лояльности «Мира» и для оплаты перейти по специальным ссылкам с сайта платежной системы на страницы агрегаторов. Только после перехода по этим ссылкам будет действовать кешбэк при оплате картой «Мир».

Сезонные предложения платежной системы – способ повысить привлекательность выпущенных на ней платежных карт для клиентов, объясняет коммерческий директор «Мира» Максим Лазырин: «Выгодно это и торговым предприятиям – мы видим, что клиенты, зарегистрированные в программе, в период акций с той или иной торговой точкой чаще расплачиваются у наших партнеров».