Газпромбанк начал выпуск умных банковских карт

Они будут сами решать, какой кэшбэк выгоднее клиенту
Андрей Гордеев / Ведомости

Газпромбанк разработал новый для российского рынка подход к начислению кэшбэка за расходы по картам. Клиентам будут платить повышенный процент кэшбэка рублями за ту категорию покупок, где потрачено больше всего денег в текущем месяце. Выпуск таких умных карт начался 3 июля. Об этом «Ведомостям» рассказала пресс-служба банка.

Ставка повышенного кэшбэка по умным картам Газпромбанка зависит от типа карты («Универсальная» или «Премиум») и общей суммы трат клиента в течение месяца. Для «Универсальной» карты ставка составит 3% при покупках на сумму от 5000 до 15 000 руб. в месяц, 5% (траты 15 000–75 000 руб.) или 10% (свыше 75 000 руб.). По карте «Премиум» – 7% при тратах 15 000–75 000 руб., 10% при тратах 75 000–150 000 руб., 15% при тратах свыше 150 000 руб. Таким образом, ставка кэшбэка от месяца к месяцу может меняться в зависимости от того, сколько клиент тратит.

Такой кэшбэк будет применяться каждый месяц только к одной из девяти категорий покупок: «АЗС и парковки», «Кафе, рестораны, бары, сети фастфуд», «Детские товары и развитие», «Одежда и обувь», «Кино и развлечения», «Фитнес и спортивные товары», «СПА, салоны красоты и косметика», «Медицинские услуги и аптеки», «Дом, дача и бытовая техника». В какой именно – определит карта. «Начисление умного кэшбэка по повышенной ставке будет производиться всегда в той из этих категорий, в которой у клиента были самые большие траты в течение месяца», – поясняет представитель банка. Газпромбанк обещает также начислять 1% кэшбэка на все остальные покупки.

Клиенты получат весь кэшбэк рублями на карту в течение 10 дней после завершения месяца, обещает представитель банка.

Есть нюансы

Банк установил два ограничения, влияющих на сумму выплаты повышенного кэшбэка. Во-первых, сумма расходов клиента в лучшей категории, на которую начислят повышенный процент, не будет превышать 1 млн руб. в месяц. Во-вторых, она не превысит 30% общих тратах клиента за месяц; на сумму сверх 30% общих трат банк выплатит кэшбэк в размере 1%.

Скажем, если клиент потратил за месяц 100 000 руб. на здоровье и 100 000 руб. в ресторанах, он получит повышенный кэшбэк по «Универсальной карте» 10% от суммы 60 000 руб. плюс 1% от 140 000 руб. То есть выплата за этот месяц составит 6000 руб. + 1400 руб. = 7400 руб.

Стоимость «Универсальной карты» – 99 руб. в месяц, «Премиум» – 5000 руб. в месяц. Плата не взимается при выполнении определенных требований по обороту или сумме средств на счетах в банке. Также карты будут бесплатными для зарплатных клиентов.

«3 июля запускаются только дебетовые умные карты, кредитные появятся в ближайшее время», – уточнила пресс-служба Газпромбанка.

«Сегодня, чтобы успешно работать на очень конкурентном рынке банковской розницы, необходимо создавать новые продукты, которые обладают не только отличными базовыми условиями, но и максимально удобны для клиентов, – сказал первый вице-президент Газпромбанка Алексей Попович. – Кэшбэк – это традиционно популярная у клиентов опция, но мы постарались сделать ее настолько выгодной и удобной для использования, насколько это возможно».

По его словам, умная карта станет флагманским продуктом в банке, основные продажи придутся на нее.

На текущий момент у Газпромбанка около 5 млн действующих карт всех типов, сообщила его пресс-служба. Это около 1,8% общего количества выпущенных в России карт.

Остаются вопросы

«Возможность не заботиться заранее о выборе категории повышенного кэшбэка по карте – это действительно уникальная опция, своеобразная «программа мечты». Клиент не думает о будущих тратах и не связан уже выбранной категорией. Он может свободно совершать покупки – программа сама выберет наиболее выгодный для него вариант», – говорит Дмитрий Тарасов, проектный директор Frank RG. Однако, по его словам, остаются вопросы: насколько широкими будут категории (например, в категории авто: «автотовары, услуги сервиса и заправки» или только «АЗС»), каков размер выгоды в сравнении с объемом трат, есть ли ограничения по максимальной сумме кэшбэка в месяц?

Среди категорий повышенного кэшбэка у Газпромбанка нет самых интересных большинству клиентов – «продукты» и «супермаркеты», обращает внимание представитель розницы банка из топ-10.

Для клиентов на первый взгляд такое предложение с повышенным начислением кэшбэка на карту может показаться интересным, но если посчитать средневзвешенный процент начисления кэшбэка в конце месяца, окажется, что он будет значительно ниже ожидаемого, предупреждает директор по сегментам и некредитным продуктам Альфа-банка Алексей Ермаков, добавляя: «Наши исследования показывают, что клиенты предпочитают прозрачные условия по начислению кэшбэка».

По мнению Тарасова, с точки зрения бизнеса банка, такая конструкция карты сработает, если банк ставит себе цель – сделать ее «картой первого выбора», единственной, которую используют для всех платежей. Расходы на программу окажутся не столь большими с учетом финансовой поддержки внешних партнеров программы, особенно если удастся добиться роста кросс-продаж, считает он.