На рынках облигаций сложилась парадоксальная ситуация

Высокодоходные бонды теперь торгуются с отрицательной доходностью
Tim Chong / REUTERS

В эпоху нулевых и отрицательных процентных ставок на финансовом рынке наблюдается то, что Барнаби Мартин, кредитный стратег Bank of America (BofA) Merrill Lynch, называет «досадным оксюмороном». У облигаций, традиционно называемых высокодоходными, или мусорными (бонды со спекулятивным кредитным рейтингом), доходность порой опускается ниже нуля. Среди них – гособлигации восточноевропейских стран и некоторых европейских компаний, таких как Nokia и Altice.

Правительство же Греции (долг в 2018 г. 183% ВВП, кредитный рейтинг B1 от Moody’s, что на четыре ступени ниже инвестиционного уровня), готовится разместить 7-летние бонды с доходностью 2,1% годовых. Об этом сообщила Financial Times (FT), ознакомившаяся с документами для эмиссии, о которой правительство объявило в понедельник. Это ненамного больше, чем у аналогичных казначейских облигаций США – 1,93% (греческие в отличие от них номинированы в евро), имеющих рейтинг ААА, хотя спред с отрицательной доходностью гособлигаций Германии достаточно внушительный – 2,6 процентного пункта.

Из-за роста цен облигаций, провоцируемого уже не один год скупкой со стороны ведущих центробанков, облигации на $12,7 трлн торгуются с отрицательной доходностью (она изменяется в обратную цене сторону). Но аналитики BofA Merrill Lynch говорят, что до недавнего времени на рынке корпоративных облигаций Европы практически не видели высокодоходных бондов с отрицательными ставками.

Однако Европейский центробанк, у которого ставка по депозитам равна -0,4% годовых, в марте отодвинул возможный срок повышения ее и других основных ставок с сентября на конец 2019 г., а в июне – уже до конца первого полугодия 2020 г. Также он намекнул, что может возобновить программу скупки бондов. У центробанков Швейцарии и Дании ставки еще ниже: -0,75 и -0,65% соответственно, и некоторые эксперты ждут понижения до -1% в 2020 г. ФРС США тоже готовится понизить ставку и осенью прекратит сокращать свой баланс.

«Это ненормальная ситуация, – говорит Колен Пюрди, директор по инвестициям Aviva Investors (цитата по The Wall Street Journal, WSJ). – Отрицательная доходность у так называемых высокодоходных облигаций – нечто очень необычное. Но не безумное. Для некоторых инвесторов речь тут идет не об абсолютном доходе, а об относительном». Если удержание бумаги с отрицательной доходностью до погашения гарантирует убыток, то на росте ее цены, которого стоит ждать в случае смягчения денежной политики, вполне можно заработать. «Если у инструмента минусовая доходность, это не значит, что она не может уйти в минус еще больше», повысив цену, пояснил WSJ Тим Уинстон, управляющий портфелем в Janus Henderson. Кроме того, фондам нужно где-то держать деньги и встает вопрос о балансировке рисков, добавляет он. При ставке по депозитам в еврозоне -0,4% и доходности по госбондам Германии с погашением в декабре 2020 г. -0,7% номинированная в евро облигация американского производителя металлической тары Ball с аналогичным сроком и доходностью -0,2% «вполне безопасное вложение», считает Уинстон.

Сейчас у 14 компаний номинированные в евро бонды с мусорным рейтингом имеют отрицательную доходность, но «многого не потребуется, чтобы их стало 30, или 50, или 100», уверен Мартин из BofA Merrill Lynch. Нехватка государственных и корпоративных облигаций с инвестиционным рейтингом, дающих хоть сколько-нибудь заметную доходность, заставляет инвесторов массово скупать более рискованные бумаги в тех секторах рынка, куда они раньше и не заглядывали, отмечает он.

Это привело к тому, что доходности всех номинированных в евро гособлигаций Чехии упали ниже нуля. Аналогичная ситуация с краткосрочными госбондами Венгрии, в минус уходит все большая часть долга Польши (доходность ее 10-летних бумаг лишь чуть выше нуля). Вероятность нового вливания ликвидности центробанками толкает доходности в еврозоне все ниже, и это заставляет инвесторов, работавших на развитых рынках, искать повышенную доходность, например в Восточной Европе. По словам Виктора Жабо, управляющего портфелем облигаций развивающихся стран в Aberdeen Standard Investments, в регион хлынули японские страховые компании (в самой Японии почти 75% госдолга торгуется в минусе).

«Для инвесторов на развивающихся рынках, таких как мы, эти рынки больше не привлекательны, – сказал Жабо FT. – Приходится идти либо на менее крупные рынки, либо соглашаться на высокий риск и волатильность в местах наподобие Турции». Эта ситуация выгодна рынкам, все еще предлагающим заметную доходность, считают аналитики HSBC. Так, доходность российских бондов в евро с погашением в 2025 г. благодаря перетоку инвесторов сократилась в этом году почти вдвое до 1,5% годовых. «Основания для смягчения денежной политики в странах с повышенной доходностью растут. Россия уже начала [снижать ставки], скоро за ней могут последовать ЮАР и Турция», – считают в HSBC.