Компании из Кремниевой долины подешевели на $100 млрд
Этот год оказался неудачным для WeWork, Uber и других любимцев венчурных инвесторов«Ситуацию в Кремниевой долине можно сравнить с шумной вечеринкой, длившейся пять лет, но кто-то вдруг выключил свет. Мы все пытаемся привыкнуть к темноте, и никто не знает, что будет дальше» – так описывает ситуацию Крис Дувос из инвесткомпании Ahoy Capital (его слова по The Wall Street Journal (WSJ).
Совокупная стоимость компаний из Кремниевой долины сократилась примерно на $100 млрд в этом году. Некоторые компании, например Uber, подешевели уже после выхода на биржу, а WeWork, лишившейся доверия инвесторов, пришлось и вовсе отменить IPO. Теперь и руководители стартапов, и инвесторы стали внимательнее относиться к финансовым результатам компаний и не добиваются роста бизнеса любой ценой.
Самым резким оказалось падение стоимости WeWork – почти в 8 раз менее чем за год. После публикации проспекта эмиссии вскрылись убытки коворкинговой сети, недостатки корпоративного управления и конфликты интересов ее сооснователя Адама Неймана. Спасать WeWork пришлось его главному инвестору – японской SoftBank.
Сервисам по вызову водителей Uber и Lyft весной удалось провести IPO. Однако их капитализация с тех пор сократилась примерно на треть, или на $33 млрд и $10 млрд соответственно. А табачный гигант Altria, крупнейший инвестор в производителя электронных сигарет Juul, снизил оценку его стоимости с $38 млрд до $24 млрд из-за возросшего внимания американских регуляторов к отрасли.
Гендиректор Investment Management Associates Виталий Каценельсон сравнивает ситуацию с падением стоимости акций интернет-компаний в начале 2000-х гг. «Это пузырь доткомов 2.0, только сейчас он происходит не на фондовом рынке, а на рынке частного капитала», – цитирует его WSJ. Фирма Каценельсона продала свою долю в SoftBank из-за ее планов создать второй гигантский фонд для инвестиций в технологические стартапы.
У SoftBank уже есть один такой фонд Vision Fund размером около $100 млрд. Компания использовала его для инвестиций в WeWork, покупки 7%-ной доли в Uber и вложений в менее крупные стартапы. Но многие из этих инвестиций оказались неудачными. Убыток Vision Fund в III квартале составил $8,8 млрд. Поэтому крупнейшие акционеры SoftBank, среди которых Capital Group, Southeastern Asset Management и хедж-фонд Tiger Global Management, в последние недели начали критиковать компанию за такие результаты, пишет WSJ со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Среди прочего они видят риски и конфликт интересов в идее SoftBank одолжить миллиарды долларов своим топ-менеджерам для инвестиций во второй Vision Fund. SoftBank отказалась предоставить комментарии изданию. С конца июля, когда она объявила о планах создать второй Vision Fund, ее акции подешевели примерно на 30%.
Стартапам по-прежнему хватает финансирования благодаря исторически низким процентным ставкам в США, и инвесторы не ждут, что резкое снижение стоимости стартапов продолжится. Однако падение повысило неопределенность. Если полгода назад на завершение сделок требовалось пару недель, то теперь – больше месяца, отмечают инвесторы. Стартапам, планировавшим привлечь $80–100 млн, теперь приходится рассчитывать только на $20–30 млн, утверждает Адам Дж. Эпштейн, консультирующий руководителей стартапов. Ситуация сильно отличается от бума в Кремниевой долине в последнее десятилетие. По данным PitchBook, ежегодные венчурные инвестиции в США выросли с $27 млрд в 2009 г. до $138 млрд в 2018 г.
В результате такие стартапы, как сервис по прокату самокатов Lime и разработчик программного обеспечения UiPath, начали сокращать расходы, чтобы сделать бизнес прибыльным. Последний ради этого был вынужден даже сократить около 400 сотрудников в октябре.